Согласно исследованиям, проведенным отделом маркетинга инвестиционно-строительной группы Normann (ИСГ «Норманн»), средний портрет покупателя недвижимости в сегменте эконом-класса за последние несколько месяцев существенно изменился.
Так, среди клиентов компании, по сравнению с концом прошлого года, сократилась доля инвесторов. Если в октябре-декабре прошлого года инвесторы составляли порядка 40% покупателей ИСГ Normann, то в начале 2015 г. – всего 10%. Весной 2015 г. начал реализоваться отложенный спрос: доля инвестиционных сделок в апреле-мае достигала 22%, а на сегодняшний день составляет около 19%. При этом средний ежемесячный объем продаж сохранился на уровне прошлого года, что говорит об увеличении доли покупателей, приобретающих жилье для собственного проживания.
Количество сделок с использованием ипотечных кредитов в первые месяцы 2015 года упало до 5%, но уже с марта начался рост. Еще до запуска программы государственного субсидирования компания Normann и банк-партнер – Донхлеббанк – предложили клиентам программу «11/11/11», по которой ипотеку можно взять на 11 лет под 11% при первоначальном взносе 11%. Позже к ней добавилась программа ипотеки по ставке от 9,9% годовых. В результате уже в апреле доля ипотечных сделок в компании Normann достигала значения в 35%, причем до 25% из них приходилось на ипотеку Донхлеббанка.
В компании Normann произошло и незначительное перераспределение между возрастными группами покупателей: доля клиентов в возрасте до 30 лет увеличилась с 19% в декабре 2014 г. до 26% в июле 2015 г.. Средний возраст покупателей в компании Normann сейчас составляет 39,2 года. С января 2015 г. также постепенно увеличивается доля региональных покупателей: в последние месяцы 2014 г. она составляла 5%, а в июле 2015 г. достигла 20%. В основном это покупатели из Северо-Западного федерального округа: Мурманской, Архангельской, Псковской и Новгородской областей, инвесторы из Москвы и Московской области и Сибири.