Концерн General Motors обязали заменить автомобиль с незначительными повреждениями, а также заплатить его владельцу немалую компенсацию. Такое решение принял Василеостровский районный суд Петербурга.
Иск против российского представительства концерна – ООО «Джи Эм СНГ» – подал петербуржец. На купленной им иномарке он обнаружил «выпучивание» хромированного покрытия ручек и декоративных накладок всех дверей, а также решетки радиатора. Поскольку трехлетний гарантийный срок на автомобиль еще не истек, владелец обратился с претензией к официальному дилеру производителя – ЗАО «АтлантМ Лахта».
Сотрудники дилера сфотографировали указанные дефекты, но отказались ремонтировать бесплатно: в направленном автовладельцу письме указывалось, что повреждения хромированных деталей вследствие воздействия агрессивных воздействий не покрываются гарантией, так как сохранность таких элементов и своевременный уход за ними возлагается на собственника автомобиля.
Однако независимый эксперт констатировал, что на самом деле повреждения являются следствием производственного дефекта металлических деталей кузова, а следов неправильной эксплуатации не выявлено. Заручившись таким заключением, автовладелец обратился с иском в суд.
ООО «Джи Эм СНГ» всячески отрицал свою ответственность. В частности, его юристы утверждали, что в период гарантийного срока автовладелец не обращался к дилеру, так как во время его визита не были составлены необходимые заявки, наряды и иные документы, предусмотренные действующими нормативными актами. Само же требование истца о замене уже бывшего в эксплуатации автомобиля представители производителя сочли злоупотреблением правом.
Служители Фемиды отвергли все доводы ООО «Джи Эм СНГ», не усмотрев в требованиях истца злоупотреблений. Ведь утвержденное Минпромом Положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники не предусматривает, что в течение гарантийного периода заявить о необходимых ремонтных работах можно только путем оформления указанных ответчиком документов. В ходе судебного заседания производивший осмотр эксперт ответственно подтвердил свои выводы, доказать обратное представители автоконцерна не смогли.
«Поскольку по требованию истца указанные им производственные недостатки спорного автомобиля уполномоченной организацией ООО «АтлантМ Лахта» в установленные сроки устранены не были, у истца возникло право требовать от ответчика ООО «Джи Эм СНГ» замены указанного автомобиля», – констатировал суд.
Помимо этого в пользу автовладельца были взысканы штраф в размере половины стоимости нового автомобиля и примерно равная ему неустойка, а также компенсация морального вреда. По существу, вместо одного дефектного владелец получил два новых автомобиля. Автоконцерн уже подал апелляционную жалобу, но она пока не принята к рассмотрению.
Отметим, что действующее законодательство ограничивает права покупателей технически сложных товаров, к которым относятся и транспортные средства. В частности, замены автомобиля можно требовать только в случае выявления в нем существенных недостатков, при нарушении сроков ремонта, а также если в течение каждого года гарантии он простаивал не меньше месяца.