Полномочия закрывать улицы для движения транспортных средств низкой экологичности или повышенной шумности предлагается делегировать региональным и муниципальным властям. Такой законопроект внесен в Госдуму 28 августа.
Он предусматривает, что ограничения могут распространяться на автомобили, мотоциклы и мопеды, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых или уровень шума превышают установленные государственными стандартами нормативы. Решение о запрете движения таких «грязных» или «шумных» транспортных средств по всем дорогам регионального значения или их отдельным участкам вправе будут принимать законодатели субъектов Федерации, по местным дорогам – муниципалы.
Автор законопроекта – депутат федерального парламента Михаил Сердюков – убежден, что такие меры позволят противодействовать злоупотреблениям водителей, пренебрегающих правами граждан на покой и чистый воздух. «В городе, в его «спальном районе» наиболее мощным источником шума являются легковые автомобили, мотоциклы, мопеды, особенно при превышении нормативов «шума» по «лихости» или по «безразличию к окружающей жилой среде». К шумовому воздействию на человека в городах еще добавляется токсичность отработанных выхлопных газов от мотоциклов, мопедов, автомобилей», – констатирует парламентарий.
Вместе с тем, предложенный документ не предусматривает механизмов реализации вводимых ограничений: кто и как будет выявлять «грязные» или «шумные» автомобили, фиксировать факт нарушения и т.п. – в проекте не определено. Не ясно также, какие последствия ждут таких нарушителей (например, «выдворение» с улиц, полный запрет эксплуатации или что-то иное). При этом депутат описывает альтернативные – экономические – меры борьбы с наносящими вред окружающей среде и населению мотоциклами, которые активно применяются в Европе. Так, в Испании введен дифференцированный налог на мотоциклы, размер которого определяется в зависимости от уровня вредных выбросов.
Также автор проекта признает, что в действующем законодательстве уже предусмотрено административное наказание за эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума – статья 8.23 КоАП РФ. Такие проступки должны выявлять и пресекать органы государственного экологического контроля (чиновники Росприроднадзора и Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга), Гостехнадзор, органы внутренних дел, ространснадзор. Однако пойманным владельцам «грязных» или «шумных» автомобилей или мотоциклов грозит только предупреждение или в самом худшем случае штраф в размере 500 рублей.
Отметим, что по данным Смольного, автотранспорт производит 80 процентов общего объема выбросов основных загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга. Так, в 2014 году автомобили «произвели» 356 тысяч тонн углекислого газа, почти 43 тонны летучих органических соединений, 37 тонн оксида азота, более 2 тысяч тонн диоксида серы и другие вредные вещества. Относительно предыдущего года выбросы снизились на 5%, но это коррелируется с уменьшением зарегистрированных в городе транспортных средств. Статистика по применению административных санкций к владельцам автомобилей с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума отсутствует.