26.08.2015 17:31
0

Северная не готова к Поднебесной

Петербург не справляется с наплывом китайских туристов, число которых только за год увеличилось вдвое. Ажиотажный спрос порождает теневой рынок гидов для гостей из Поднебесной.

Михаил Огнев
Михаил Огнев

По данным Российского союза туриндустрии, за полгода Россию посетило 160 тысяч гостей из Китая, большая часть — 103 тысячи — гостила в Москве и Петербурге. По подсчетам регионального отделения РСТ в Петербурге и комитета по туриндустрии, в 2014 году в городе побывали 36 тысяч китайских визитеров, из них 26 тысяч — приехали с целью туризма, а за первые 6 месяцев 2015 года гостей из этой страны зафиксировали уже 18 тысяч. «К концу года ожидается, что цифра туристов из Китая может достигнуть отметки в 50 тысяч», – предполагают в РСТ.

Объяснение такому росту банально: билет до Северной столицы подешевел в связи с падением рубля, за год – с 800 долларов до 400. По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, в разы увеличилось и количество чартерных рейсов: «Наглядный пример: чартерных рейсов из Европы в этом году не было ни одного, а из азиатских стран летают по несколько раз в неделю».

Как отмечают специалисты, город привлекает гостей Поднебесной историей XX века. Китайцев интересуют места, связанные с жизнью Владимира Ленина и Октябрьской революцией. Ориентируясь на такие предпочтения, в Смольном даже разработали специальный туристический маршрут: Финляндский вокзал, Смольный, Таврический дворец, особняк Кшесинской, «Шалаш» Ленина в Разливе.

«Интерес к истории коммунистической партии связан с тем, что из Китая приезжают в основном туристы пенсионного возраста, которые были воспитаны на этой идеологии. Молодежь приезжает меньше, на путешествия в этом возрасте нет времени», – объясняет руководитель программы «Чайна френдли» Анна Сибиркина. Проект, который она курирует, работает в России почти год и выдает сертификаты отелям, ресторанам, музеям и турфирмам о пригодности их инфраструктуры для китайских туристов.

Например, сертифицированный отель должен обязательно иметь персонал, говорящий на китайском, меню с иероглифами и электрический чайник в номере для заварки чая и лапши. «Китайцы очень много пьют чая, поэтому кулер и чайник для них – необходимая вещь. Есть и другая проблема, связанная с постоянным употреблением чая, – туалеты. В Пекине можно встретить на каждом углу чистые и бесплатные общественные туалеты. В России с этим хуже», – говорит Сибиркина.

На данный момент всего 2 петербургских отеля имеют сертификат «Чайна френдли», в Москве с удобствами для китайцев немногим лучше — знак имеют 15 объектов туриндустрии. «Сейчас у нас на рассмотрении еще 5 отелей из Петербурга. Вероятно, остальным сейчас заниматься этим некогда — идет туристический сезон», – предполагает куратор проекта.

По словам генерального директора компании SPB CITY GUIDE Василия Лебедева, в Северной столице нет ни одного ресторана, где работал бы знающий китайский язык официант: «Тяжело им и в гостиницах, ведь английский туристы из Китая знают очень плохо. Поэтому гид — это для них вторая мама».

Перечисляя проблемы, с которыми сталкиваются турфирмы и китайские туристы в России, эксперты в один голос называют нехватку квалифицированных гидов. «Дело в том, что сейчас нет специализированной кафедры, где готовили бы музеологов, говорящих на китайском. Кроме того, рынок все активнее занимают гиды-нелегалы», – отмечает Лебедев. По его словам, китайцы ценят экономию гораздо больше, чем качество, поэтому готовы слушать про то, что город основал Владимир Ленин. «Гиды, не знающие историю, работают в фирмах-однодневках, которые не платят налоги. Туда устраиваются китайские студенты, которые берут за свою работу в 2 раза меньше, чем лицензированные гиды», – добавляет он.

Как рассказывает петербургский гид Екатерина Гусева, в этом сезоне в городе работает порядка 150 лицензированных китайских экскурсоводов-переводчиков, это на 20 человек больше, чем в прошлом году. Заработок гидов, знающих язык Поднебесной, варьируется от 500 до 2000 рублей в час в зависимости от времени суток и работы в одиночку или с турфирмой.

«Работа гида достаточно высоко оплачивается, но она сезонная и является привлекательной преимущественно для студентов в каникулярное время и молодых специалистов. Позже большинство из них уходят в иные сферы деятельности, хотя кто-то находит призвание именно в работе с туристами», – добавляет первый заместитель декана восточного факультета СПбГУ Алексей Родионов. Он отмечает, что стремительное развитие сотрудничества между Китаем и Россией превышает темпы расширения образовательных программ.

«В России сегодня более 60 вузов ведут подготовку специалистов в области китаеведения и китайского языка (а в СССР таковых было только 7 – 8). Многие новые учебные заведения сталкиваются с кадровым "голодом". Дефицит китаистов не может быть устранен одномоментно», – поясняет Родионов.

Озабочены вопросом квалификации гидов и в Смольном, в комитете по туризму: «Китайские турфирмы находят здесь неквалифицированных сотрудников, которые не знают город и историю. Мы пытаемся как-то с этим бороться: разрешаем проводить экскурсии в музеях только прошедшим лицензию. Проблема не нова, но пока однозначного ее решения у нас нет».

Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий
Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор