Авто Признание & Влияние Фонтанка-500 Книги «Фонтанки» Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

17:59 17.02.2020

Авто

18.08.2015 13:58

Почему финны хранят любовь к «Ладам»

Трое парней финского фан-клуба «Лады» - Lada Kerho - прославились путешествием в Турцию за кебабом. На ВАЗ-2102 1983 года выпуска за 17 дней они преодолели 11 тыс. км и побывали в 25 странах. Путешественники напомнили миру, что советский автопром создавал машины, имевшие массу достоинств. 30 лет назад «Лада» была одной из самых продаваемых автомобильных марок в Финляндии. Три года назад закупки были прекращены.

Почему финны хранят любовь к «Ладам»

Трое парней финского фан-клуба «Лады» – Lada Kerho – прославились путешествием в Турцию за кебабом. На ВАЗ-2102 1983 года выпуска за 17 дней они преодолели 11 тыс. км и побывали в 25 странах. Путешественники напомнили миру, что советский автопром создавал машины, имевшие массу достоинств. 30 лет назад «Лада» была одной из самых продаваемых автомобильных марок в Финляндии. Три года назад закупки были прекращены, но «старушки» по-прежнему встречаются на дорогах. Кто же они – финны, влюбленные в «Ладу»?

Клуб Lada Kerho Suomi существует с 1997 года. Родиной клуба можно считать Кангасала (Kangasala) – именно здесь в местном автомобильном музее состоялось учредительное собрание. Сейчас клуб насчитывает примерно 450 членов. Вступить довольно просто: для этого достаточно быть владельцем «Лады» и оплатить вступительный взнос – 25 евро. Ежегодные платежи – 15 евро. Выездные собрания, больше похожие на автопарады, проводятся ежегодно в разных местах Финляндии. Клуб выпускает журнал – «LadaПРАВДА»; работает автосалон, где можно купить, продать или обменять любой ВАЗ.

Скриншот с сайта клуба
Скриншот с сайта клуба

Кстати, двадцатилетняя Larppa (местное ласковое прозвище «Жигулей») стоит в Финляндии примерно 100 евро. Клуб помогает своим членам с заказом и доставкой запчастей. Привозят их из России, самостоятельно, зачастую – штучно. Есть в Lada Kerho и этнические русские, но подавляющее большинство – финны.


Первые «Лады» появились в Финляндии в 1971 году. Меньше чем через двадцать лет количество зарегистрированных машин этой марки было 130 тысяч.

Не секрет, что «Лада», особенно видавшая виды, – не самый надежный автомобиль. Этот недостаток компенсируется дешевизной запчастей и простотой ремонта. В большинстве случаев всё чинится своими руками. Многие финны не просто ценят это, а даже получают от этого удовольствие.

Мой добрый знакомый, молодой финский парень по имени Олли, любитель быстрой езды, пару лет назад купил подержанную Subaru WRX, с мотором мощностью более двухсот лошадиных сил. По неопытности использовал не то масло, заливал российский 92-й бензин – угробил двигатель. Цена ремонта оказалась высокой. Настолько высокой, что проще было купить новый двигатель большей мощности. Купил. Сам его установил в отцовском гараже. Залил правильного спортивного масла, 98-го бензина, прокатился разок с огоньком и – «Perkele!» – услышал в моторе стук. В автосервисе объяснили, что надо было перепрошить софт, а теперь придется менять поршневую. Что ж, заказал поршневую, своими руками всё заменил, обновил софт и позвал меня прокатиться к лесному озеру.

Я спросил Олли:
– Не жалеешь, что потратил столько денег и сил?
– Жалею только о деньгах, зато – большое удовольствие знать каждый винтик в своей машине.

Эта история напомнила мне будни владельца «Лады», ведь если крутить гайки – удовольствие, Larppa точно есть за что любить.

Финны – известные любители острых ощущений и первоклассные гонщики, а «Лада»  умеет поднять уровень адреналина.

Кто гонял на «классике» по грунтовым дорогам, подтвердит – ощущения острые. Короткая колесная база в сочетании с задним приводом, полное отсутствие систем безопасности. Пожалуй, даже пострашнее, чем катить на полноприводном спортивном «японце».


В России «Лада»  – это автомобиль, которого зачастую стесняются, а в Финляндии ее просто любят, не испытывая предрассудков. Если какая-то вещь устарела, вышла из моды – не повод от нее избавиться. Здесь, напротив, продлевают отслужившей вещи жизнь, переосмысливая ее назначение. Мне встречались, к примеру, барабан от стиральной машины и молочный бидон, превращенные в ящики для газет. Дырявая лодка становится клумбой, да что там – видел унитаз, приспособленный под цветник. Если хотите – это особая национальная философия, замешанная на чувстве юмора, тяге проявить изобретательность, а заодно, если выйдет, и сэкономить. Поехать на старой «Ладе» в Турцию за кебабом – это тоже весьма по-фински: изобретательно, с юмором, с переосмысленным отношением к старой машине.

Для многих людей старшего поколения «Лада» была первой машиной, а теперь – символ их молодости. Каков типичный финн, хранящий верность своей Larppa?

Как правило, в финских семьях несколько машин. Здесь, если есть возможность, предпочитают жить подальше от соседей, населенные пункты очень рассредоточенны. До больницы, супермаркета, банка может быть расстояние в десяток километров, а то и больше. Не случайно у финских автомобилей самый большой среднегодовой пробег среди стран Евросоюза. Машины обычно покупают исходя из соображений практичности, главное значение имеет соотношение цены и качества. На протяжении последних лет самыми популярными марками в Финляндии являются Volkswagen, Toyota и Skoda. Конечно, на «Ладе» уже не ездят на работу – это машина для души: в ней приятно поковыряться, она вызывает ностальгию, в ней иногда хочется прокатиться ради особого чувства «Лады» и, возможно, улыбок окружающих. Такое хобби может казаться странноватым, но здесь принято чудить: кто-то возится с «Ладами», а кто-то с американскими «полноразмерниками», другие на досуге мастерят деревянные лодки, кому-то нравится после офисной работы поиграть тяжелый рок; поэтому какой он, финн – любитель «Лады»? По-моему, обычный, типичный финн, старше среднего, с такой вот своей чудинкой.

Впервые встретив на финской дороге старушку «Ладу» с местными номерами, я подумал: трудно придумать более подходящий символ доброго соседства наших стран. Машина сияла полированной рыжей краской и хромом, без единого намека на вмятины или ржавчину. Захотелось самому сесть за тяжелый штурвал, вспомнить упругую подвеску, тесный салон с древними приборами, рычаг подсоса для запуска карбюраторного двигателя, звук работы этого двигателя, уникальный звук – из детства. У отца была «копейка», первой, итальянской сборки, что в СССР считалось особым шиком; помню, как ветер на ходу врывался в треугольную форточку. Спустя годы я сам обучался вождению на «классике». Первое чувство полного слияния с машиной – это внутри навсегда. Представил хозяина той рыжей финской «Лады» молодым, в джинсах клёш, в компании красивой девчонки. Едут в машине и обсуждают, например, Московскую Олимпиаду 80-го года, а фоном – музыка ABBA.

По слухам, Delta, бывший финский дистрибьютор «Лады», может возобновить закупки. Возможно, «Лада» с новой линейкой успешно вернется в Финляндию и снова покорит сердца наших соседей.

Игорь Алехин, Fontanka.fi

Почему финны хранят любовь к «Ладам»?
Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор