Информационные дорожные знаки не являются рекламой – вопросы контроля за использованием таких «указателей» разъяснила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Споры о возможности коммерческого использования дорожных знаков ведутся уже не первый год. Ведь действующие Правила дорожного движения допускают установку знаков маршрутного ориентирования – указателей на тот или иной объект, а также знаков сервиса с пиктограммами гостиниц, АЗС, пунктов питания и так далее.
В ФАС отмечают, что если установка дорожного знака была согласована в установленном порядке с ГИБДД, а размещенная на нем информация соответствует ГОСТу (включая размер используемых шрифтов), то такой носитель юридически не является рекламой.
«Указанная информация не подлежит проверке антимонопольными органами на предмет отнесения ее к рекламе. Если такая конструкция размещена без соблюдения упомянутых требований, то размещаемая на ней информация подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы», – констатирует заместитель руководителя ФАС Алексей Доценко.
Действующие государственные стандарты допускают установку дорожных указателей на так называемые объекты притяжения. В качестве примера приводятся аэропорт, стадион, музеи Гагарина, «Бородино» и усадьба Кусково, Всероссийский выставочный центр, а также гостиница. В самом стандарте к таковым относятся также любые придорожные объекты (включая производственные и торговые предприятия) сервиса (мотели, кемпинги, гостиницы, станции технического обслуживания и тому подобное), туризма и спорта (музеи, исторические памятники, памятники архитектуры, дворцы спорта, стадионы, бассейны, ипподромы, гребные каналы, автомобильно-спортивные трассы и другие). А на табличках под знаками сервиса можно размещать любую дополнительную информацию (в том числе номера телефона, виды оказываемых услуг, время работы и прочие) о гостиницах и ресторанах.
Поэтому на практике дорожные указатели нередко используются дефакто в рекламных целях – белые или желтые таблички «информируют» водителей о конкретных ресторанах, автосалонах, торговых центрах и других коммерческих объектах.
Вместе с тем, по ГОСТу, устанавливаемые в населенных пунктах информационные знаки должны иметь белый фон, а указатели на туристический объект – коричневый. Поэтому таблички на желтом фоне формально попадают под критерии рекламы.
Напомним, что на практике ФАС удавалось доказать рекламный характер использования на дорожных знаках товарных знаков. Так, на 110 тысяч рублей было оштрафовано рекламное агентство «А1Медиа», которые разместили указатель, где был обозначен не автосалон, а марка «HARLEY-DAVIDSON». Ссылка рекламщиков на имеющееся разрешение ГИБДД была отвергнута судом, так как по содержанию дорожный знак не соответствовал ГОСТу.