В библиотеке имени Маяковского все-таки поговорили о любви, ненависти и вежливости. Без представителя украинского Евромайдана, но с активистами, себя ему противопоставляющими. Одни взывали к миру, другие к ответу, организаторы к сдержанности, а директор библиотеки – к умению слушать и критически мыслить. Тем не менее понимать друг друга дискутирующие лучше не стали.
«Майские диалоги» «Открытой библиотеки» стали одними из самых скандальных за всю трехлетнюю историю проекта. Организаторам пришлось дважды заменить участников дискуссии. На том, чтобы не пускать в город украинского депутата и журналиста, одного из организаторов Евромайдана и инициатора «Громадске ТВ» Мустафу Найема, настаивали местные сторонники Новороссии. Отмену визита украинского гостя они назвали победой гражданского общества, организаторы — беспокойством за безопасность посетителей библиотеки из-за поступавших угроз.
Дискутировать о том, какое будущее ждет Украину и Россию, Найем должен был с телеведущим Владимиром Познером. Его антимайданщики также видеть не хотели, называя иностранным агентом, но помешать его приезду в Петербург смогли не они. Около полудня 30 мая самолет, на который купил билет Познер, задержали из-за грозы. «Он мог еще успеть другим рейсом, но плюнул, сказал: «Не судьба» – и выключил телефон», – рассказал координатор проекта «Открытая библиотека» Николай Солодников. Сам Познер чуть позже написал: «Мой телефон вышел из строя, когда все восстановилось, на «Сапсан» я тоже уже не поспевал». А затем извинился перед Найемом: «За то, что произошло, за ту нетерпимость и ненависть, которой охвачены сегодня в России многие среди тех, кто именуют себя патриотами».
Заменив Найема и Познера главным редактором «Медузы» Галиной Тимченко и режиссером Александром Сокуровым, координаторы решили сменить и тему. Поговорить было предложено «О ненависти и невозможности диалога». А в зале библиотеки имени Маяковского специально заняли первые ряды для представителей движения «Антимайдан». Пожилые женщины в платках, седовласые мужчины, военные удовлетворенно ожидали действа. «Вот жаль, Найем не приехал. Мы же с ним давние знакомые, у меня есть что ему сказать. А Познер ... он, впрочем, тоже. Теперь уж неинтересно», – приговаривал мужчина средних лет с нашивкой «Новороссия».
«Мы пригласили максимальное количество людей с кардинально разными взглядами. Здесь даже телеканал «Россия» с программой «Специальный корреспондент»», – начал встречу Солодников. После вступительного слова участникам встречи Тимченко и Сокурову было предложено ответить на вопрос, почему наше общество поляризовалось и что нужно делать, чтобы не допустить войны. «Политика занимает все большее место в жизни, и мы начинаем зависеть от нее более, чем в сталинские времена. Правительство ошибается, направляя общественное развитие в сторону политики. Ведь сегодня вам говорят одно, завтра это будет пересмотрено, и скажут другое», – рассудил Сокуров. Тимченко добавила: «Мы дошли до этого, потому что не хотим слушать друг друга». Почти час журналист и режиссер просвещали публику:
– Все мы разные, нельзя судить однобоко, я ведь не только редактор, а еще мама, дочь, читатель!
– Мы не политики – мы люди. Надо поддерживать человеческие связи.
– Надо понять друг друга, понять соседа. Мы же одной веры. Как можно сеять рознь.
– Если мне скажут, что у нас война, мне хотя бы понятно будет. Но ведь мы же женщины – матери. Мы приносим детей в мир не для того, чтобы они погибали.
Пока их оппоненты взывали к сердцу и разуму, антимайданщики шумно спорили между собой. Один из активистов с георгиевской ленточкой запасся ватманом и рисовал послания участникам диалога. «Пустословы. Лицемеры», – написал он с одной стороны листа ватмана. «Людей сожгли русских в Одессе. А вы?» – с другой стороны. Эту табличку он поднял над собой и в течение получаса крутил в разные стороны. Когда подошло время вопросов, глава петербургского «Народного собора» Анатолий Артюх взял микрофон: «Я хочу попросить прощения за своих коллег, за то, что они мешали слушать. Но у меня есть вопрос. Если бы к вам домой пришел бы человек, обокрал и изнасиловал вашу жену, вы бы пошли с ним на дебаты?». Спокойный и уравновешенный Сокуров ответил: «Вы докажите сначала по суду, что это сделано. Да и это ведь политика. Ее проблемы и вопросы решаются только за столом или по телефону. Президент России встречается с президентом Украины и ведет с ним переговоры. Мне было бы интересно знать их подробности — ведь сложность украинско-российского конфликта в нехватке информации. Поэтому полезен всякий человек, который приедет и изложит свою точку зрения, а вы ее услышите и сможете ответить. Это только поможет нам понять друг друга».
Однако понимать таких слов сторонники Новороссии не хотели. «Познер в своем послании назвал нас, тех, кто боролся с приездом Найема, мерзавцами», – закричал один из мужчин. «Большое количество людей протестовало. Но могу ответить за Познера: он написал про тех, кто это делал агрессивно», – ответила соведущая встречи Екатерина Гордеева. «Почему вы отвечаете за Познера?» – «Я знаю, какие угрозы ему поступали» – «Я тоже знаю...». В зале зааплодировали честному ответу.
Реплики и вопросы о диалоге на этом не закончились: «Государство Украина убивает моих близких. Как уважительно относительно к убийцам?» – почти скандировал мужчина в форме. «В 2008 году я говорил, что война с Украиной неизбежна, но коли так сложились обстоятельства, надо же что-то делать. Надо делать так, чтобы это не продолжалось. Либо воевать, либо мириться – у нас нет другого выхода», – успокоил его Сокуров, добавив, что с чертом готов сесть за стол переговоров, лишь бы ради мира. Призывать к любви и пониманию пришлось около получаса, все это время организаторы уговаривали вопрошающих вести себя корректно и никого не оскорблять. «Хотя бы в библиотеке, в святом месте, ведите себя вежливо», – то и дело говорил Солодников.
Сказать заключительное слово к гостям библиотеки вышла ее директор Зоя Чалова: «Не знаю, чем закончится это для меня — много жалоб в разные ведомства были написаны. Я и не знала, что я такая гадкая личность, пытающаяся пошатнуть политический устой России. Но могу сказать, что раз вы к нам ходите, значит, это вам нужно. А беззубые диалоги вам были бы неинтересны. Здесь хорошо было сказано, о диалоге с чертом. Вот мы и решили пригласить Найема, чтобы послушать, может, он не такой и черт», – попыталась она донести до публики позицию.
После того как участники разошлись, а гости ушли слушать следующую сессию «Диалогов», «Фонтанка» связалась с Анатолием Артюхом, чтобы узнать у него, достучались ли до него Тимченко и Сокуров: «Эти либеральные сказки меня не интересуют. Крайний либерализм неприятен — именно такие тенденции залили Украину кровью. Когда наших родственников убивают, уже не до дискуссий», – лишь ответил он.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»