Сотрудники закрывающегося завода General Motors продолжают пикетировать Смольный, требуя от работодателя дополнительных компенсаций, а от властей – выполнения обязательств по трудоустройству. В условиях сокращения автопрома шансы найти новую работу по специальности невелики.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в рамках своего ежегодного отчета перед Законодательным собранием 8 апреля объявил, что ситуация на рынке труда Северной столицы является стабильной. По его словам, с середины марта количество безработных даже снизилось относительно показателей на начало месяца.
Однако только закрытие завода General Motors в Санкт-Петербурге оставит без работы около 1000 человек. Это 10% от общего количества сотрудников, которое, по данным комитета по труду и занятости населения на конец февраля, планировали сократить петербургские работодатели.
Расторжение трудовых договоров с сотрудниками предприятия по соглашению сторон началось на прошлой неделе. По данным профсоюза МПРА, на условия работодателя уже согласились 400 рабочих из 1000. Еще более 500 останутся без работы к июню. GM выплатит им компенсацию в размере годового оклада. Однако шансы найти работу за этот срок невелики, утверждают участники профсоюза – только за февраль объемы производства петербургских автопредприятий упали на 26% к аналогичному периоду прошлого года. И в ближайшее время продолжат уменьшаться.
В конце марта рабочие GM, входящие в МПРА, провели несколько пикетов у здания городской администрации, требуя от работодателя компенсаций в размере 18 окладов и средств на переобучение, а от властей – выполнения обязательств по трудоустройству. На этой неделе акции возобновились.
Чиновники при этом уверяют, что без работы сотрудники GM не останутся. На прошлой неделе глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе совещания у президента РФ о ситуации на рынке труда заявил, что власти хотели трудоустроить этих рабочих в сектор судостроения в Северо-Западном регионе, но не успели – предприятия, которые занимаются производством автокомпонентов, «уже пригласили к себе на работу».
Однако представители профсоюзов и самих отраслей эту информацию пока не подтверждают. Судостроители не берут работников GM, поскольку у них нет требуемой квалификации, отмечают активисты трудового коллектива автозавода, опираясь на опыт их коллег с Ford, сокращенных несколькими месяцами ранее. «А через службу занятости можно устроиться разве что грузчиком или уборщиком, сильно потеряв в зарплате», – говорит один из организаторов пикетов, Петр Леткеман.
«Фонтанка» опросила петербургские судоверфи и получила от всех вполне определенный ответ, что рабочих с завода GM там по разным причинам не ждут. Примерно то же самое ответили и на предприятиях по производству автокомплектующих: где-то открытых вакансий нет вообще, а где-то могут потребоваться лишь высококвалифицированные инженеры, и то только в перспективе.
Пока судьбой сотрудников GM занимаются служба занятости, а также кадровое агентство Kelly Services, нанятое самой GM. И там, и там также не питают иллюзий насчет быстрого устройства сокращенных кадров. Программа поддержки сотрудников в поиске новой работы, согласно договоренности с агентством, продлится до середины 2016 года.
Опрошенные «Фонтанкой» другие автопредприятия сообщили, что сокращений штата в ближайшее время не планируют. А Toyota, по слухам, собирается даже расшириться примерно на 800 рабочих мест. Однако в пресс-службе производителя официально это пока не комментируют.