Продаваемые в России аппараты должны работать в сетях всех операторов связи соответствующих стандартов. Такие требования, защищающие права потребителей, в ближайшее время утвердит Министерство связи и массовых коммуникаций России.
По данным ведомства, многие пользователи обнаруживают, что приобретенные ими импортные телефоны не работают в ряде действующих на территории России сетей. «Наиболее вероятной причиной подобных нарушений является преднамеренная блокировка в абонентском терминале на программном уровне некоторых сетей подвижной радиотелефонной связи, развернутых на территории Российской Федерации. При этом декларант информацию о такой блокировке в декларации о соответствии абонентских радиостанций (абонентских терминалов) установленным требованиям не указывает», – отмечают в Минкомсвязи.
Для предупреждения таких нарушений чиновники намерены уточнить действующие требования к мобильным средствам связи стандартов GSM, UMTS (3G), LTE и IMT-MC-450 (CDMA). Их производители (импортеры и иные декларирующие соответствие устройств отечественным стандартам) должны гарантировать, что аппарат обеспечит установление сеансов связи и передачи информации во всех без исключения принятых в эксплуатацию сетях подвижной радиотелефонной связи на территории России.
На самом деле так называемое «залочивание» является общепринятой практикой в том числе крупнейших зарубежных операторов связи. Нередко они продают аппараты со скидкой или даже предоставляют их абоненту бесплатно, но при условии заключения контракта на пользование исключительно его услугами в течение определенного срока (то есть де-факто кредитуют приобретение мобильного телефона, USB-модема или иного устройства).
Схожую политику проводят и некоторые российские сотовые компании. Однако в ходе проведенных публичных обсуждений проекта приказа Минкомсвязи о недопустимости блокировки продаваемых в нашей стране «трубок» ни одним оператором или иным заинтересованным лицом не высказано замечаний или иных предложений.