К этому времени вернувшийся из ссылки в начале 1917 года Свинхувуд уже возглавил правительство Суоми.
«Я очень хорошо помню сцену, когда мне пришлось в Смольном давать грамоту Свинхувуду, что значит в переводе на русский "свиная голова"» - так вспоминал некоторое время спустя Владимир Ильич. Вряд ли последняя часть этой фразы показывала симпатию вождя революции к этому политическому деятелю. Это можно понять: правительство Свинхувуда не оправдало надежд большевиков на рабочую революцию в Суоми, а наоборот, способствовало ее поражению весной 1918 года. Ленин даже так характеризовал Свинхувуда: «Представитель финской буржуазии, который сыграл роль палача» (советский «Дипломатический словарь»).
Что было, то было… Но в Суоми помнят и о том, что, будучи избранным в 1931 году президентом страны, этот политический деятель, преследуя коммунистов, в то же время предотвратил чреватый государственным переворотом мятеж фашиствующей организации "Шюцкор", способствовал заключению договоров с СССР. Потерпев поражение на выборах 1937 года, он ушел из большой политики (умер в 1944-м). Сейчас о нем напоминает скульптура во весь рост на улице Маннергейментие перед лестницей Парламента Финляндии - первая в ряду нескольких других изваяний президентов страны. А люди старших поколений вспоминают о бытовавшем в народе его прозвище Ukko-Pekka (Старик Пекка). Так называли и один из мощных финских паровозов.
Свинхувуд отбывал царскую ссылку в отдаленной деревеньке Томской губернии, общался с другими ссыльными из Великого княжества и из Эстонии, охотился. Надо сказать, что царское правительство довольно либерально отнеслось к противнику самодержавия - он получил разрешение приехать в ссылку за свой счет (правда, с оплатой из своего же кармана конвоира) и даже взять с собой охотничье ружье. И ссыльные регулярно получали газету «Хельсингин саномат» и почту (правда, некоторые письма - со следами цензуры). Его трижды навещала жена.
В то время Свинхувуд ничего не знал о Ленине, о том, что за два десятка лет до этого марксист Владимир Ульянов тоже отбывал ссылку в Сибири - в селе Шушенском (и тоже, между прочим, как вспоминала отбывавшая там же ссылку жена - Надежда Крупская, - охотился; и в Шушенское прибыл за свой счет).
А в 1917-м обоих бывших ссыльных борцов с самодержавием почти одновременно с восторгом встречали в Петрограде и Гельсингфорсе. И тот, и другой вскоре возглавили правительства своих стран.
Остается добавить, что прочно вошедшее в лексикон финнов выражение Siperia opettaa (Сибирь учит) обязано своим происхождением финнам - борцам за независимость страны, сосланным на восток в начале прошлого столетия. Сибирь закалила и научила многих и многому.