Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто ГУ «ДОДД» учит светофоры думать и общаться (фото)

ГУ «ДОДД» учит светофоры думать и общаться (фото)

723

Петербургской Дирекции по организации дорожного движения исполняется 15 лет.

ГУ «ДОДД» было создано в 1999 году как финансовое учреждение, которое должно было обеспечивать исполнение контрактов по содержанию дорог, однако со временем – и по мере увеличения транспортной нагрузки – стало заниматься всеми вопросами организации дорожного движения. Несколько лет назад при Дирекции был создан Центр управления дорожным движением.

Какая сама значительная проблема дорожного движения? Большинство автомобилистов уверенно ответят: пробки. Как раз с ними борется ГУ «ДОДД», но не напрямую, а за счет оптимальной организации движения. И важным инструментом здесь выступает светофор.

Среднестатистический петербургский светофор управляется при помощи сложного устройства – контроллера, который реализует программы переключения сигналов, позволяет вести календарь, в зависимости от времени суток и дня недели выбирает режим. Так, существуют режимы для утра буднего дня, вечера пятницы, воскресенья, праздничного дня.

Примерно треть светофорных объектов Петербурга (около 600) объединена в сети. Светофоры могут иметь проводную или оптоволоконную связь, «общаться» при помощи GSM-модемов, новые модели, как правило, оснащены GPS-приемниками. И все они подключены к центральному вычислительному устройству. Многими светофорными постами (около 620) можно управлять в режиме удаленного доступа. Находясь в Центре управления дорожным движением, оператор может скорректировать режим по каналу телефонной связи или через Интернет. Внедряются системы адаптивного управления: светофор реализует не жесткий режим работы, а гибкий, зависящий от ситуации. А за ней следит висящий над проезжей частью видеодетектор (похожий на камеру) – в частности, считает количество машин.

Детекторы транспорта и камеры наблюдения, размещенные на П-образных опорах
Источник:
Шкаф с периферийным оборудованием автоматизированной системы управления дорожным движением на Василевском острове
Источник:

За счет совмещения адаптивности и координации при взаимодействии нескольких светофорных объектов развивается система интеллектуального регулирования дорожного движения. В скором времени светофоры научатся сами пополнять «свои» библиотеки сценариев, то есть «самообразовываться».

Обустроить интеллектуальное управление светофорами не намного дороже, чем установить обычный светофор, работающий по жестким алгоритмам (кстати, сейчас их осталось уже совсем мало). Основные затраты связаны с установкой различного периферийного оборудования (детекторы, модемы, видеокамеры) и организации линий связи. Если речь идет об отдельном светофоре с адаптивным регулированием, то такой объект дороже на 15-30% (около 700 тысяч рублей) в зависимости от того, какие алгоритмы реализует. Если речь идет об объектах, соединенных в систему, то это дороже на 30-50% (до 1 млн рублей на один перекресток).

В Петербурге есть одни район, где все светофоры объединены в сеть – Василеостровский. Часто сеть реализует «зеленую волну» (классический вариант действует на Ленинском проспекте или на Стачек: утром волна идет в одном направлении, вечером – в противоположном), иногда, в соответствии с транспортными задачами, алгоритм другой: одновременный или разбегающийся сигнал.

За последнее время ГУ «ДОДД» провело работу:

  • по отладке планов координированного управления светофорными объектами Литейного проспекта, внедрены и отлажены режимы по нескольким суточным планам (для утреннего, дневного и вечернего трафика);

  • по синхронизации оборудования светофорных объектов Лиговского проспекта;

  • по координированному взаимодействию объектов на Невском проспекте (эта работа ведется системно).

Выстроить четкую схему дорожного движения получается не всегда, поскольку есть такой «плавающий» фактор, как поведение водителей. Многие не соблюдают установленный скоростной режим, как следствие формируется «старт-стопный» алгоритм движения потока, при котором планы координированного управления не работают.

Собственно, не вписывающееся в планы поведение водителей – это одна из причин возникновения заторов. Также в их число входят ДТП, в результате которых происходит перераспределение транспортных потоков, и последующее восстановление транспортной ситуации носит инерционный характер, проведение дорожных работ, да и вообще резко возросший уровень автомобилизации населения, часто превышающий пропускную способность уличной дорожной сети.

Конечно, при возникновении пробок никто не кидается молниеносно переключать режимы, в онлайне следя за ситуацией. Дорожное движение очень инерционный процесс, он не требует резких движений, так как из-за них ситуация может ухудшиться. Возможностью присутствия надо пользоваться очень аккуратно, исходя из принципа «не навреди». Например, на прошлой неделе на совещании в администрации Пушкинского района обсуждался перекресток Санкт-Петербургского шоссе и Ленинградской улицы. Там появился новый гипермаркет, из-за этого увеличился левоповоротный поток, и изменилась транспортная ситуация в целом. Формируется затор, и прежний режим работы светофоров уже не подходит. Но сразу менять ситуацию нельзя, надо провести исследование, просчитать интенсивность потоков, и только потом перестроить режим.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях