Большинство российских публичных сетей Wi-Fi поддерживаются частными компаниями для оказания безвозмездных услуг доступа в Интернет своим клиентам. Об этом свидетельствуют исследования, представленные агентством J’son&Partners Consulting.
По оценкам экспертов, до 40-50 процентов сетей Wi-Fi в крупных городах приходится на так называемую «хорику» (HoReCa – отели, рестораны и кафе). Владельцы таких заведений оплачивают внешний канал, в то время как для конечных пользователей доступ по Wi-Fi бесплатен. Крупнейшие Интернет-провайдеры используют сети Wi-Fi для повышения абонентской лояльности, улучшения их опыта и предоставления конвергентных услуг доступа во всемирную паутину.
В J’son&Partners Consulting убеждены, что платная модель прямой тарификации конечных пользователей в России, в целом, себя не оправдала. Потребители привыкли к бесплатному Wi-Fi (в основном в тех же кафе, ресторанах и отелях), а в связи с развитием скоростных сетей LTE привлекательность платного доступа еще больше снижается.
Определенный интерес представляет модель Wi-Fi Homespot, в которой предполагается использование абонентских роутеров для организации не только домашней, но и внешней сети. «Эта модель позволяет с наименьшими затратами очень быстро нарастить количество точек доступа, однако вопрос монетизации такой сети остается открытым. По факту такую модель использует «МТС», развивая совместный проект открытых точек доступа с международной сетью FON. Но число таких точек имеет тенденцию к снижению в связи с низкой активностью пользователей и невысокими доходами в расчете на одну точку», – отмечают исследователи.
Кроме того, в России появляются принципиально новые бизнес-модели, например, бесплатный доступ Wi-Fi за счет поступлений от рекламы. «В наиболее выигрышном положении оказываются масштабные сети Wi-Fi с высокой посещаемостью, а также проекты с четко сегментированной платежеспособной клиентской базой (автосалоны, фитнес-центры и прочие) и возможностью интеграции рекламы с геолокационными сервисами и аналитикой (торговые и развлекательные центры)», – отмечают в J’son&Partners Consulting.
В целом объем российского рынка управляемых сетей Wi-Fi оценивается в 1,5 млрд рублей. Крупнейшей региональной сетью управляет компания «ЭР-Телеком» (торговая марка «Дом.ru»), к числу лидеров относятся также ОАО «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») и «МТС». «МегаФон» имеет относительно небольшое число коммерческих хот-спотов в оживленных местах. Крупнейший телефонный оператор, ОАО «Ростелеком», рассматривает Wi-Fi в основном как «имиджевый» проект, хотя в отдельных регионах развивает модель Wi-Fi Homespot в комбинации с платным доступом.
По данным J’son&Partners Consulting, рынок управляемых сетей Wi-Fi Санкт-Петербурга насчитывает более тысячи точек доступа, из которых около 10 процентов установлены в общественных местах. Операторы реализуют, в основном, «имиджевые» проекты с бесплатным для пользователей доступом на невысокой скорости.