Следственные органы не имеют права скрывать сведения о россиянах, погибших в отделениях полиции, под предлогом гостайны. К такому выводу пришел Конституционный суд России.
Новое постановление КС вынес в закрытом режиме 6 ноября. Оно было опубликовано сегодня и рекомендует правоохранителям вымарывать сведения о своих осведомителях и доносчиках из материалов досудебных проверок.
Заявителем по делу выступил житель республики Марий Эл Олег Лаптев. Его родного брата – сотрудника милиции – в 2011 году заподозрили в изнасиловании. А через несколько дней нашли повешенным в изоляторе временного содержания одного из отделений полиции Йошкар-Олы. Правоохранители неоднократно проводили проверки по факту случившегося, но стабильно выносили отказ в возбуждении уголовного дела. При этом Лаптеву дали ознакомиться лишь с материалами первой проверки.
Оставшиеся сведения силовики засекретили под предлогом гостайны, пишет автор жалобы. Бумаги якобы содержали «данные о силах, средствах, методах и лицах, оказывающих содействие оперативно-разыскной деятельности на конфиденциальной основе». Адвокат, представлявший интересы Лаптева, также не смог добиться возможности взглянуть на документы. Поэтому в обращении в КС Лаптев оспорил несколько статей закона «О гостайне». Они нарушают право на судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи, сетует заявитель.
Конституционный суд, рассмотрев аргументы мужчины, с ними согласился, хотя и не стал признавать оспоренные нормы неконституционными. Вместо этого служители Фемиды растолковали, как следует применять закон.
"Любая информация должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, – считает суд. – Близкий родственник лица, умершего в результате преступного посягательства, а значит, и его представитель, в период досудебного производства не может быть лишен гарантированного Конституцией права на доступ к непосредственно затрагивающей его права и законные интересы информации".
Вместе с тем сведения о «лицах, внедренных в организованные преступные группы» и «штатных негласных сотрудниках» полиции действительно являются тайной. Поэтому следователи должны заранее исключать такую информации из материалов проверок, посоветовал КС.
– Основная проблема этого дела отнюдь не в разрешении правовой коллизии: «у родственников есть право знать, а у государства – право хранить свои секреты». Задача в том, чтобы не допустить самого появления такой коллизии. В противном случае нельзя исключить злоупотребления со стороны представителей правоохранительных органов, – считает судья КС Александр Бойцов.
Заметим, что действия российских правоохранителей Олег Лаптев уже обжаловал в Европейском суде по правам человека.