Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Российским школам рекомендовано заблокировать все форумы, игры и банки рефератов

Российским школам рекомендовано заблокировать все форумы, игры и банки рефератов

456

Чиновники определили принципы ограничения доступа школьных компьютеров к отдельным сайтам. Специальные методические рекомендации по этому вопросу согласовали министр образования и науки Дмитрий Ливанов, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров и глава Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» действует уже два года, но многие предусмотренные им ограничения очень неоднозначны. Кроме того, в последнее время появились новые законы, устанавливающие новые запреты на размещение в сети «опасной» информации (в том числе о блокировке пиратского контента и так далее).

Утвержденная методичка в большинстве случаев предусматривает расширенное толкование действующих норм. Так, школам рекомендовано «фильтровать» сайты, информация на которых «не соответствует задачам образования». К ним отнесены все игровые сервера, онлайн-казино и тотализаторы, мошеннические сайты (навязывающие платные услуги на базе SMS-платежей, обманным путем собирающие личную информацию), а также рекомендующие «обращаться к тайным силам» (рекламирующие магию, колдовство и тому подобное). Также в «черные списки» попадут анонимные форумы, чаты, доски объявлений и гостевые книги (теоретически таковыми можно признать и социальные сети, не гарантирующие авторизации всех пользователей).

Кроме того, в школах должны блокировать банки рефератов, эссе и дипломных работ. Исключение делается только для ресурсов самих образовательных учреждений – рекомендуется исключить из обработки систем контент-фильтрации сайты, относящиеся к домену edu.ru.

Чиновники признают, что реализовать все эти требования крайне сложно. В частности, не все образовательные организации способны внедрить и поддерживать у себя локальные фильтры, еще сложнее это делать для обучающихся на дому детей. Действующие механизмы актуализации списков ограничения доступа не отвечают современным требованиям по оперативности, система изолирована и не взаимодействует с внутригосударственными системами и иными организациями, базами данных интернет-ресурсов и так далее.

Предлагаемый механизм возлагает основные функции контроля на операторов связи (интернет-провайдеров) и специальный «реестр не совместимых с образованием ресурсов» (НСОР, то есть непосредственно «черный список»). Его должна вести организация, привлекаемая Рособрнадзором. Каждый запрос на открытие той или страницы (сайта), отправленный со школьного компьютера, провайдер должен будет проверять по такой базе и при необходимости блокировать доступ. Также должна внедряться система контент-фильтрации, позволяющая оценивать содержимое сайтов и передавать данные о потенциально опасных ресурсах для экспертов НСОР. Позвонить или иным образом сообщить управляющему «черного списка» о «плохом» ресурсе может каждый желающий.

При этом в ведомстве убеждены, что «обеспечить 100-процентную защиту от нежелательного контента в Интернете невозможно», так как существуют инструменты обхода (тор, публичные прокси-сервера и так далее). Однако для массового применения они достаточно дорогие. «При правильной организации процесса доступа к Интернету из образовательных организаций возможно свести риск доступа пользователей к нежелательному контенту практически к нулю», – констатирует Дмитрий Ливанов.

Напомним, что внедрение контент-фильтров предусмотрено приоритетным национальным проектом «Образование», принятым еще семь лет назад. Но только в апреле текущего чиновники утвердили актуальные методические рекомендации по внедрению таких систем, которые 23 октября появились в открытом доступе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях