Российский рынок платного телевидения является одним из самых крупных в мире – 37 млн домохозяйств. Больше половины из них получает сигнал в цифровом формате, а общее проникновение оценивается в 40 процентов. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные агентством J’son&Partners Consulting.
Большая часть абонентской базы цифрового телевидения сегодня принадлежит спутниковым операторам. Это обусловлено преимущественно низкой стоимостью услуги по сравнению с другими технологиями, а также независимостью от сетей фиксированной связи и доступностью на территории всей страны. Прирост происходил преимущественно за счет операторов «Триколор ТВ», «НТВ-Плюс» и «Орион Экспресс».
Также за последние два с половиной года в 1,7 раза увеличилось число пользователей IP-телевидения. Этому способствовало развитие услуги широкополосного доступа в Интернет. «Одним из основных преимуществ IPTV является возможность предоставления услуги «видео-по-запросу» и доступа к интерактивным сервисам. Лидерами на рынке IPTV являются операторы «Ростелеком», «ВымпелКом» и МТС», – отмечают в J’son&Partners Consulting.
Операторы кабельного ТВ не могут похвастаться таким темпами. Эксперты отмечают, что в этом сегменте происходит активная трансформация, связанная с модернизацией сетей и переходом на технологию DVB-C. «В перспективе рост рынка платного телевидения в России будет обусловлен постепенным перетоком абонентов из социального малоканального телевидения в сегменты спутникового, кабельного цифрового ТВ и IPTV. Данная тенденция будет обусловлена политикой операторов – в борьбе за удержание абонентов операторы продолжат предлагать все больше дополнительных сервисов, например, таких как «видео-по-запросу». Наблюдается расширение спутникового платного телевидения за счет населенных пунктов менее 100 тысяч жителей, сохранится тенденция развития контента операторов в ожидании перехода на цифровое вещание», – убеждены эксперты.
По оценкам J’son&Partners Consulting, рост абонентской базы цифрового телевидения в России продолжится, и к 2018 году его будут смотреть в 36 млн домохозяйствах. Причем, в отличие от последних лет, наибольших успехов в перспективе удастся добиться операторам кабельного телевидения, число клиентов которых вырастит в три раза.