FONTANKA.RU - Санкт-Петербург онлайн
18+

Полицейскому хотят помочь милиционером

393
ПоделитьсяПоделиться

В Госдуму внесён революционный, как считают его авторы, законопроект. Фактически он должен возродить в России милицию – и одновременно привить нам американский опыт выборов "шерифа". Кто сможет поступить на службу в будущую милицию, почему он должен захотеть туда пойти, чем милиционер, как выяснилось, лучше полицейского – разбиралась «Фонтанка".

На последнее, что, кажется, осталось у нас от четырёхлетки Дмитрия Медведева, покусилась группа из шести депутатов-эсеров. Они считают, что России пора вернуть не только "зимнее" время, 100-ваттные лампочки и уголовную статью о клевете, но и милицию. Правда, они не предлагают упразднить полицию вовсе. Просто считают, что в её руках "охрана общественного порядка полностью монополизирована", а это неправильно. 

Охрана порядка, уверена шестёрка законодателей, – дело сугубо местное. Даже муниципальное. Поэтому они предлагают выделить из полиции самостоятельную структуру – муниципальную милицию, которая будет подчиняться не МВД, а местной власти. Как обычно, они ссылаются на "западный опыт".

Товарищ шериф

Согласно законопроекту, муниципальная милиция – это "орган, предназначенный… осуществлять охрану общественного порядка". Она "приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите". К её полномочиям относятся предупреждение, пресечение и профилактика преступлений и правонарушений и "оказание помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов". В границах муниципального образования.

Муниципальным милиционерам полагаются удостоверение, форма с номерными жетонами и нарукавными повязками и собственные "специальные звания (знаки различия)". Они будут обладать правом на "ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств". И на их применение.

Одним из критериев для присвоения очередного звания милиционеру будет знание Конституции. Погоны старшему офицерскому составу сможет надеть только местный совет, для присвоения младших офицерских спецзваний достаточно решения главы МО, а прапорщики, сержанты, старшины и рядовые – это полномочия их прямых начальников.

Законопроект запрещает милиционеру уничижать человеческое достоинство, ограничивать права и свободы граждан, прибегать к пыткам и насилию. Предписывает сохранять беспристрастность и уважать национальные традиции. Милиция должна работать в обстановке "открытости и публичности" и регулярно информировать население о своей деятельности. "В порядке, установленном представительным органом муниципального образования". Начальник обязан отчитываться дважды в год, участковый – ежеквартально.

Залог работы муниципальной милиции – "доверие и поддержка граждан". Общественное мнение "является основным критерием официальной оценки" её деятельности. Этот вопрос курирует общественный совет. Раз в четыре года местные власти будут подвергать милиционеров аттестации.

Принципиальные нововведения касаются начальников и участковых. Это два главных человека в милиции. И того, и другого избирают граждане. Только начальника – "прямым тайным голосованием", а участкового – на "сходах, собраниях, конференциях".

Моя милиция меня бережёт

В муниципальную милицию будут брать всех, кого по закону можно брать в полицию. И даже более широкий круг граждан: службе в милиции, согласно законопроекту, не помешает судимость за преступление средней тяжести в анамнезе у кандидата. Это серьёзное новшество.

Таким образом, истязание (отдельные виды), побои, жестокое обращение с животными, угроза убийством, надругательство над умершими, заражение венерической болезнью, оставление человека в опасности и ещё целый ряд преступлений, за которые по УК не дают больше 5 лет, не осложнят приём в милицию. Если судимость погашена. Искупить вину, служа закону, смогут и те, кто отсидел за: нарушения неприкосновенности частной жизни, жилища, тайны переписки и телефонных разговоров, равенства прав и свобод граждан, за незаконное использование спецсредств и так далее. Препятствование работе журналистов и фальсификация итогов голосования – разумеется, тоже не препятствие.

Иными словами, в муниципальную милицию смогут отправиться, в том числе, и те, кто вылетел с судимостью из полиции. Из полученного кадрового состава гражданам предстоит выбрать самого достойного – начальника. Это должен быть гражданин не моложе 25 лет, с 5-летним опытом гос- или муниципальной службы или юридической работы. Для кандидата в участковые требования к опыту работы сокращены до двух лет, а образования достаточно среднего.

Перед выборами все кандидаты на ключевые должности сдадут экзамен. Принимать его будет комиссия, сформированная местной властью. То есть граждане получат уже "отфильтрованный" муниципалами список кандидатов. Но сотрудники полиции с пяти- и двухлетним стажем (в зависимости от предполагаемой должности) от экзамена освобождены. Полицейские, потерявшие работу или попавшие на грань увольнения, смогут найти себе применение на муниципальном уровне в качестве начальства.

Срок полномочий избранных начальников и участковых, согласно законопроекту, – 5 лет. Раньше их сможет отозвать только глава МО после тайного голосования в местном совете и только за конкретные "противоправные решения или действия (бездействие)". Отзыв участкового предусмотрен по инициативе граждан, но тоже – только после голосования.

Приказано верить

Есть еще два революционных, по сравнению с законом "О полиции", пункта, которые касаются полномочий милиционеров (набранных по правилам, перечисленным выше). Во-первых: если милиционер что-то где-то изъял "при обстоятельствах, когда невозможно присутствие понятых", то все эти "предметы, вещи и документы" признаются законными вещдоками. Во-вторых: показания милиционера, данные, скажем, в рамках следствия, "не требуют обязательного подтверждения другими доказательствами" и "не могут быть опровергнуты только показаниями лиц, привлекаемых к ответственности, иных заинтересованных лиц".

Все гарантии, которые распространяются на полицейских, законодатели хотят дать и милиционерам. Включая госзащиту всей семьи. Все действия и требования милиционера считаются априори законными, пока "не будет установлено иное". А чтобы "установить иное", надо будет обжаловать эти действия и требования в местной администрации. В крайнем случае – в местном же суде.

Чтобы полиция не мешала милиции

Чтобы милиционеры и полицейские охраняли порядок в унисон, договариваться будут глава администрации и начальник УВД. При расследовании преступлений милиционеры переходят в подчинение к полицейским. На митингах, наоборот, полиция помогает милиции. Если об этом попросит местная власть. Кроме того, законопроект обязывает федеральных и местных блюстителей законности обмениваться друг с другом информацией.

Если муниципальная милиция прокололась и довела дело до массовых беспорядков разного свойства, то её полномочия временно (на 6 месяцев или больше – в зависимости от обстоятельств) переходят к полицейским. То же самое – когда из-за экстремальных условий или ещё по какой-то причине муниципальный орган не сформировали вообще. Ну, например, не нашлось желающих там служить.

Матчасть

Финансировать работу милиции будет местный бюджет. Финансово-экономическое обоснование, приложенное к законопроекту, состоит из трёх строчек: принятие закона "не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета".

Муниципальное образование купит форму, мебель, оружие, спецтехнику и всё-всё-всё, что положено милиционеру для несения службы. При этом все материальные гарантии, пишут авторы в пояснительной записке, должны быть не хуже, чем у полицейских. Начиная с должностных окладов, к которым приплюсовываются надбавки за звание, за выслугу, за "достижения в службе", за работу в пустынях и на высокогорье и другие.

Если муниципальный милиционер попал в заложники к преступникам (предусмотрен и такой поворот) или пропал без вести, его семье продолжают платить "денежное довольствие в полном размере", пока он не найдётся (не освободится) живым или мёртвым. Если мёртвым – семье выплатят единовременно 3 миллиона рублей. Если живым, но увечным – 2 миллиона. Кроме того, местный бюджет продолжит платить милиционеру оклад с надбавками, если тот отвлёкся от службы на помощь раненым и беспомощным, лечится сам, стал инвалидом или участвует в спортивных соревнованиях.

Гарантия не действует, если милиционер погиб (пострадал) по пьянке, от наркотиков или совершая преступление. Если, несмотря на все условия, созданные государством, он наложит на себя руки, его семья тоже ничего не получит.

Ещё будущие муниципальные милиционеры (если закон будет принят) должны знать, что им полагается жильё рядом с местом службы. Или пособие на его приобретение. Или хотя бы деньги на аренду. Тоже из муниципального бюджета.

Законопроект предусматривает бесплатную медицину для милиционеров. Включая новые бесплатные зубы. И остальные материальные блага: компенсацию проезда, места в детсадах и так далее. Словом, всё, что получают сегодня полицейские.

Если милиционер покинет службу, не рассорившись с местной властью до степени "отзыва", не загремев на зону за тяжкое преступление, если он не погибнет по пьянке и не вылетит с работы по другим дискредитирующим причинам, а всего лишь заболеет, постареет или будет сокращён, то ему ещё год будут платить оклад. Казалось бы, об этом муниципальным образованиям тревожиться рано, потому что продержаться милиционерам надо 20 лет, а закон, как предполагают авторы, вступит в силу только в 2017 году. Ан нет! На службу в милицию должны будут перейти полицейские, которые сегодня исполняют описанные в законопроекте функции. С сохранением званий и отпусков.

Чтобы на все материальные блага у местных властей хватило денег, законопроект даёт им широкие возможности для пополнения бюджета: туда пойдёт часть (какая именно – решит правительство) штрафов "и иных платежей", которые соберёт муниципальная милиция. И федеральная собственность, которая потребуется милиции, безвозмездно отойдёт к муниципалам.

Отдельно законопроект предполагает, что местные власти смогут облагать граждан и юрлица специальными сборами "на охрану общественного порядка".

К полномочиям федеральной власти авторы законопроекта относят контроль, координацию и методическое обеспечение муниципальной милиции. Полиция должна будет помогать милиционерам со стажировкой. И с научными исследованиями, которыми милиционеры наверняка захотят заняться.

Добавим напоследок, что действие предложенного закона не будет  (по крайней мере пока) распространяться на города федерального значения – Петербург, Москву и Севастополь. А также на закрытые административно-территориальные образования и "особо важные режимные объекты". Там по старинке продолжит охранять порядок полиция.

Ложка дёгтя

Правительству законопроект о муниципальной милиции не понравился, и оно дало отрицательный отзыв. Во-первых, сказано там, инициатива частично дублирует действующие законы. Во-вторых, компетенция муниципальной милиции расширена, выходит за рамки охраны общественного порядка и даже задевает полномочия полиции. В-третьих, нормы в законопроекте противоречат Конституции. Собственно, после этого можно не продолжать. Но правительство, кроме того, убеждено, что без дополнительных расходов из федерального бюджета дело не обойдётся, надо ведь на что-то проводить оргштатные мероприятия по переоформлению сотрудников и имущества. И, наконец, норма о том, что в милицию можно брать с судимостью, пусть и погашенной, противоречит действующему закону "О полиции".

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"