Осужденные к пожизненному лишению свободы могут общаться с адвокатами только через специальную перегородку. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Утвержденные министерством юстиции России правила содержания в следственных изоляторах (СИЗО) гарантируют заключенным неограниченное количество и время на встречи с адвокатом. Такие свидания должны проходить наедине, без разделительной перегородки. Определено, что надзиратель может наблюдать встречу, но не слышать содержание диалога. Иные условия определены тем же Минюстом для исправительных колоний – свидания осужденных производятся раздельно с обеспечением изоляции и безопасности их собеседников. Причем сама инструкция, устанавливающая такие требования, официально не опубликована и фактически засекречена (имеет граф «ДСП»).
Заявление в Верховный суд России о признании такого ограничения незаконным подал Андрей Ресин. Он был осужден к пожизненному лишению свободы за тройное убийство и отбывает наказание в исправительной колонии особого режима «Черный беркут» (ИК-56). По его мнению, свидания с адвокатами через разделительную решетку затрудняют или делают фактически невозможным совместное ознакомление с материалами уголовного дела и работу с юридически значимыми документами, ограничивая тем самым конституционное право осужденного на получение квалифицированной юридической помощи.
Однако высшая инстанция отклонила такие доводы г-на Ресина. Ведь Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК) делегирует осужденным право на свидания с адвокатом наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Применение разделительной решетки этим требованиям не противоречит. Причем такие меры могут применяться только в отношении особо опасных преступников. «Особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания, в связи с чем законодатель предусмотрел повышенные требования к обеспечению безопасности», – заключила судья Назарова Алла, подтверждая законность применения разделительной решетки.
Напомним, что всего в России пять колоний особого режима для пожизненно осужденных (в том числе «Белый лебедь», «Вологодский пятак», «Полярная сова» и «Черный дельфин»). Колония «Черный беркут» открылась в 1935 году и в советское время была единственным исправительным учреждением для приговоренных к исключительной мере наказания и помилованных к 25-летнему заключению.