18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
02:59 17.11.2018

Город

09.10.2014 14:24

Куда увело кольцевую

Игроки рынка метростроения и эксперты пытаются понять причину отмены Смольным семи тендеров на инженерные изыскания по перспективным линиям подземки, включая первую очередь «кольцевой». Официальная версия: разделять инженерные изыскания и проектирование – неэффективно. Однако в кулуарах рассказывают про письмо зампреда КРТИ Алексея Зырянова о превышении сметы по одному из конкурсов на 102 млн рублей, о намерении прийти на эти тендеры московской проектной компании и даже о жалобе депутата Вишневского в ФАС.

Куда увело кольцевую

Сергей Коньков, ДП

Игроки рынка метростроения и эксперты пытаются понять причину отмены Смольным семи тендеров на инженерные изыскания по перспективным линиям подземки, включая первую очередь «кольцевой». Официальная версия: разделять инженерные изыскания и проектирование – неэффективно. Однако в кулуарах рассказывают про письмо зампреда КРТИ Алексея Зырянова о превышении сметы по одному из конкурсов на 102 млн рублей, о намерении прийти на эти тендеры московской проектной компании и даже о жалобе депутата Вишневского в ФАС.

В конце сентября комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил семь конкурсов на инженерные изыскания по перспективным линиям петербургского метрополитена общей стоимостью 1,7 млрд рублей. Три из них касаются продолжения Калининско-Красносельской линии: от «Юго-Западной» до «Петергофского шоссе» за 143 млн рублей, от «Обводного канала-2» до «Полюстровского проспекта» за 348 млн и от «Полюстровского проспекта» до «Ручьев» за 248 млн. Кроме того, на сайте госзаказа были опубликованы тендеры на изыскания по Адмиралтейско-Охтинской линии – от «Суворовской-2» до «Индустриального проспекта» за 289 млн, первой очереди «кольцевой» от «Большого проспекта-2» до «Лесной-2» за 388 млн рублей, продолжения «зеленой» линии от «Морского фасада» до «Лахты» за 132 млн и «фиолетовой» – от «Шуваловского проспекта» до «Коломяжской» за 121 млн.

Инженерные изыскания необходимы для определения геологических условий в местах расположения станций, составления перечня сетей, которые проходят в месте строительства, а также обследования технического состояния зданий вокруг будущей стройки. Раньше эти работы всегда включались в конкурс на подготовку проектно-сметной документации, однако в этом году было решено пойти на эксперимент. Одним из авторов этой идеи является институт «Ленметрогипротранс», который до последнего времени был основным проектировщиком петербургского метро.

Предполагается, что после инженерных изысканий заказчик – то есть Смольный – сможет приступить к изъятию земель под строительство, а потом проведет конкурсы на подготовку проектно-сметной документации. В предыдущие годы зачастую получалось так: проект готов, но имущественные вопросы не решены, и возводить станции нельзя. Так, например, произошло с первой очередью Калининско-Красносельской линии, строительство которой в итоге выделили в этапы: в первую очередь будет вестись проходка перегона «Юго-Западная» – «Путиловская», по которому изъятие уже завершено. При этом выделение этого этапа из проекта обошлось в 49 млн рублей.

gov.spb.ru

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Однако спустя две недели после объявления конкурсов профильный вице-губернатор Марат Оганесян провел совещание, на котором было решено отменить их размещение. По сообщению аппарата вице-губернатора, это было сделано из-за того, что  «проведение отдельного этапа работ по инженерным изысканиям не оправдано ни по экономическим соображениям, ни с точки зрения затрат времени». В первом квартале 2015 года будут объявлены традиционные конкурсы на подготовку проектно-сметной документации, в технические задания которых будут включены инженерные изыскания. В конечном счете, как подсчитали в Смольном, это позволит сэкономить бюджетные средства, а проекты будут готовы на три месяца раньше.

В профессиональном сообществе метростроителей эту новость восприняли неоднозначно. Последний раз город проводил конкурсы на проектирование новых станций три года назад, и очередная отсрочка может привести к тому, что в строительстве подземки возникнет пауза, связанная с отсутствием готовых проектов. Собеседники «Фонтанки» в отрасли и Смольном высказывают различные версии того, что на самом деле стоит за отменой тендеров.

Версия первая: экономическая

По информации нашего издания, незадолго до отмены тендеров зампред комитета по развитию транспортной инфраструктуры Алексей Зырянов, курирующий вопросы экономики и госзаказа, написал служебную записку новому главе ведомства Сергею Харлашкину. В ней он проанализировал смету конкурса на инженерные изыскания по продолжению Калининско-Красносельской линии от «Обводного канала-2» до «Полюстровского проспекта» за 348 млн рублей. По его расчетам, стоимость контракта завышена на 102 млн рублей. В частности, по некоторым работам отсутствует обоснование. Например, в смету заложены 27 млн рублей на проведение расчетов по стоимости изъятия земель, но не указано, на основе чего выведена такая цена. Правда, как следует из документации, оплату этих работ планировалось проводить на основании фактических затрат.

Кроме того, как пишет Алексей Зырянов, в смете на анализ пассажирских потоков применяется сразу несколько повышающих коэффициентов – «наличия курортных и рекреационных зон», «наличие значительных по территории реконструируемых территорий», «сложная экологическая ситуация, ограничения исторической постройки». В итоге стоимость этих работ увеличивается в 2,4 раза, что, по мнению зампреда КРТИ, является необоснованным.

В смете на проведение геологических изысканий применяется повышающий коэффициент «выполнение 100% объема работы в неблагоприятный период» (увеличение стоимости в 1,3 раза). Кроме того, в документации не разъясняется, на основании чего было решено проводить 100%-ное обследование зданий, то есть не только фундамента, но и крыши, полов, окон, дверей, а также ультразвуковое изучение состояния кирпичной кладки. Наконец, зампред КРТИ указал, что техзаданием предусмотрено обследование зданий в районе будущей станции «Суворовская-1», при том что их же нужно проверить по контракту на Адмиралтейско-Охтинскую линию.

Отметим, что Алексей Зырянов пришел в комитет по развитию транспортной инфраструктуры при Дмитрии Буренине. С последним он работал в комитете финансового контроля, где часто проводил подобные проверки смет. При этом метростроение в КРТИ курирует другой зам – Александр Комиссаров, который, по информации «Фонтанки», активно выступал за выделение из проектных работ инженерных изысканий. Как говорят собеседники в Смольном, докладная записка, направленная Алексеем Зыряновым, могла стать поводом для отмены всех тендеров.

Версия вторая: конспирологическая

По данным нашего издания, «Ленметрогипротранс» давно готовился к участию в тендерах на проведение инженерных изысканий. В частности, институт уже провел переговоры с потенциальными субподрядчиками, составил план проведения работ. Однако некоторые собеседники, знакомые с ситуацией, утверждают, что в Смольном все еще сохраняют планы по демонополизации рынка проектирования объектов метро и хотели бы, чтобы в соответствующих конкурсах принял участие московский институт «Метрогипротранс».

Напомним, что этой весной «Метрогипротранс» неожиданно стал победителем тендера на подготовку рабочей документации для строящегося Фрунзенского радиуса за 650 млн рублей, обойдя «Ленметрогипротранс». Однако в итоге компания не справилась со своими обязанностями, а «Метрострой» был вынужден приостановить часть работ на станции метро «Дунайская» из-за отсутствия чертежей. После этого контракт был расторгнут, но Смольный не прекратил взаимоотношений с московским проектировщиком: в начале сентября «Метрогипротранс» был признан победителем тендера на проектирование 3 первоочередных транспортно-пересадочных узлов за 19 млн рублей, опять обойдя «Ленметрогипротранс».

По утверждению некоторых наблюдателей, если бы москвичи получили контракты на инженерные изыскания сейчас, то могли бы вновь не справиться с работами, так как не готовы к ним. «Через полгода, когда конкурсы будут объявлены вновь, они уже проведут все необходимые переговоры с возможными субподрядчиками. По моей информации, такие переговоры уже идут», – говорит один собеседник. Отметим, что на выполнение контрактов по инженерным изысканиям отводилось свыше двух лет, но часть средств нужно было освоить уже в этом году. Например, из 348 млн, выделенных на продолжение ветки «Обводный канал – 2» – «Полюстровский проспект», в 2014 году нужно было потратить 115 млн рублей.

Версия третья: парламентская

Вскоре после объявления конкурсов депутат ЗакСа Борис Вишневский направил обращение главе петербургского УФАС Вадиму Владимирову. В нем он указал, что ряд станций, по которым Смольный решил проводить инженерные изыскания, отсутствуют в Генеральном плане, а именно: «Бестужевская» Калининско-Красносельской линии, «Лесная-2» и «Кантемировская» кольцевой линии. Это, по его мнению, является нарушением Градостроительного кодекса, поэтому народный избранник попросил антимонопольное ведомство провести внеплановую проверку данных тендеров.

В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» Борис Вишневский не исключил, что его письма могли подтолкнуть Смольный к отмене конкурсов. Однако собеседники «Фонтанки» сомневаются в том, что данные обращения действительно могли повлиять на решение Марата Оганесяна. Нередки примеры, когда власти реализуют проект, которого нет в Генплане: так, намывную территорию в западной части Васильевского острова внесли в основной градостроительный закон города уже после того, как она была создана.

В аппарате Марата Оганесяна, выслушав все три версии, которые обсуждают игроки рынка, подтвердили ранее высказанный тезис: «Главные причины отмены – экономические. Выделение инженерных изысканий в отдельный этап, а также заявленная стоимость этих работ вели к удорожанию проектов». Впрочем, нельзя не отметить следующее: если в следующем году Смольный действительно объявит конкурсы на несколько новых веток, то к 2019 – 2020 году будет иметь готовые проекты сразу нескольких дорогостоящих объектов: первая очередь кольцевой (шесть станций), продолжение Калининско-Красносельской (десять станций), первая очередь Адмиралтейско-Охтинской (четыре станции). По оценкам наблюдателей, совокупная стоимость этих двадцати станций может превысить 300 млрд рублей. Для сравнения: первая очередь Калининско-Красносельской, которую планируется построить к 2020 году, обойдется в 106 млрд рублей (шесть станций). А ведь еще будут готовы проекты желтой линии до «Лахты» и продолжение фиолетовой до «Коломяжской», для реализации которых нужно сначала построить перегоны «Спасская» – «Морской фасад» и «Комендантский проспект» – «Шуваловский проспект».

Таким образом, Смольный может положить эти проекты на полку из-за недостатка финансирования. Между тем через три года проектная документация устаревает и требует обязательной актуализации, что приведет к новым бюджетным тратам. Именно по этой причине, к слову, вице-губернатор Марат Оганесян поручил в 2013 году отменить уже объявленные конкурсы на проектирование метро до Пулково и Кудрово, заявив, что пока непонятно, когда в бюджете появятся деньги на возведение этих веток.

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор