Для защиты федеральных служащих от соблазнов приобрести предметы роскоши может быть введен специальный регламент. С такой инициативой выступило министерство финансов РФ.
Разработанный ведомством проект постановления предусматривает формирование фактически трех списков. Первый (федеральный стандарт) утверждается правительством России и предусматривает право приобретения товаров с теми или иными качественными характеристиками и ценой для определенных категорий чиновников. Например, служебные легковые автомобили положены только топ-менеджерам центрального аппарата: министры и их заместители, а также главы федеральных службы и агентств могут рассчитывать на представительские машины – стоимостью до 2,5 млн рублей. Для заместителей руководителей ведомств определен лимит в 2 млн, начальников структурных подразделений – 1,5 млн рублей. Также вводится общее ограничение – мощность служебных автомобилей не может превышать 200 «лошадок».
Аналогичные стандарты определены и для предметов офисной мебели. Руководители вправе себе позволить сидеть в креслах из ценных пород дерева, обитых натуральной кожей. Для «среднего» персонала может закупаться мебель с обивкой из искусственной кожи, а рядовые служащие должны довольствоваться обычной тканью.
Также на федеральном уровне определен список товаров, подлежащих регламентации. Конкретные требования (допуски для тех или иных чиновников) делегируется устанавливать руководителям ведомств. Такие ограничения должны определяться при закупках компьютерной техники, МФУ, телерадиоаппаратуры, мобильных телефонов, грузовых автомобилей и автобусов.
Третий список будут формировать сами министерства, федеральные службы и агентства. Они, в частности, обязаны регламентировать требования к товарам, доля которых в общем объеме закупок превышает 20 процентов.
Напомним, что о необходимости ввести ограничения на приобретение за счет бюджета товаров премиум-класса еще в 2010 году заявил Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра. Такие меры он назвал «лекарством против коррупции». Однако реализующий эту идею законопроект, разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС), так и не был принят. Правительство России отвергло и предложение об ограничении мощности легковых автомобилей, закупаемых в рамках госзаказа.