Авто Недвижимость Работа Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

23:09 25.05.2019

Почему дети, мечтавшие о школе, быстро разочаровываются в ней

Мама двух девочек Наталья Тимофеева разводит руками: первоклассница Лиза через неделю после начала долгожданного учебного года попросила разрешения не ходить в школу. Младшая Злата еще только «подготовишка» в детском саду, но уже заявила, что ей там скучно – воспитатели заставляют рисовать черточки да кружочки. Если сейчас дети бунтуют, то что же будет дальше?

Почему дети, мечтавшие о школе, быстро разочаровываются в ней

Кирилл Григошин

Мама двух девочек Наталья Тимофеева разводит руками: первоклассница Лиза через неделю после начала долгожданного учебного года попросила разрешения не ходить в школу. Младшая Злата еще только «подготовишка» в детском саду, но уже заявила, что ей там скучно – воспитатели заставляют рисовать черточки да кружочки. Если сейчас дети бунтуют, то что же будет дальше?

«Сколько пятерок получил?»

Согласно неутешительной статистике, процент детей, которые не хотят идти в школу, постоянно растет. «Да, действительно, многие дети не испытывают желания учиться, даже первоклассники…» ? соглашается учительница начальных классов одной из петербургских гимназий Елена Осинцева. В чем причины такого повального отказа посещать учебные заведения? В этом играет определенную роль психологическая неготовность к школе. У семилетнего ребёнка ещё преобладает игровая деятельность, а его за парту на 35 минут усаживают и вместо игр в куклы – заставляют читать азбуку.

Первый год обучения представляет собой трудный процесс перехода из статуса «ребёнок» в статус «ученик». Происходит смена ритма жизни, атмосферы детского сада на школьную атмосферу, слово «хочу» заменяется словом «надо». У маленького школьника появляются новые обязанности, которые не доставляют ему большого удовольствия. Возможно, ребенок не высыпается, устает от школьного шума или ему не нравится еда в столовой.





«К тому же психологически давит неуспешность деятельности, ? добавляет Осинцева. ? Хочу получать хорошие отметки, но в друзьях пока тройки да двойки или вообще оценок нет. В первом классе, например, обучение без отметок, а оценить свою работу первокласснику очень тяжело». Добавляют проблем бабушки-дедушки, которые каждый день спрашивают: «Сколько пятерок получил?» Они же ещё задолго до школы убеждают в том, что ребёнок непременно должен быть отличником.

Отчасти мешает учебе и элементарная лень. Закончилось беззаботное детство, в котором мама завязывала шнурки, а бабушка кормила с ложки, всё приходится делать самостоятельно и, главное, быстро, а за 10 минут перемены завязать шнурки удаётся не каждому. Некоторые дети оказываются совсем не готовыми к такому повороту событий.

«Проблема с адаптацией – полностью вина родителей, ? убеждена Татьяна Зернова, мама второклассника Яна, которая предлагает решать проблему радикально: ? В школу не хотят ходить дети, избалованные вниманием бабушек-мамок-нянек. Такой ребенок не посещает детский сад или посещает, но через пень-колоду. В этом и кроется причина того, что, будучи первоклассником, он усвоил только два слова – «хочу» и «могу», но не знает слова «надо». Мой сын только в школе узнал что, оказывается, в природе есть драчуны, воришки, лжецы и завистники. Иными словами, социум. Сидя дома с бабушками и нянями, он столкнулся с этим очень поздно. Как следствие, была адская истерика, нежелание ходить в школу и бесконечные психосоматические болезни. В нашем случае помог только перевод в другое учебное заведение с понятной публикой и более-менее ровной средой. Есть еще один вариант избавления от адаптационного периода - домашнее обучение. Я печалюсь, что это больше у нас не принято. Я бы предоставила ребенку лучших преподавателей с большим количеством уроков. КПД был бы в сотни раз выше, и никакой тебе адаптации. Вспомните, до 20 – 30-х годов прошлого века все дети лет семи уже владели иностранным языком, а советская школа всю эту систему порушила».

Причина отказа ходить в школу и в том, что родители часто гонятся за ранним развитием ребенка, но не учат его отслеживать и выражать свои эмоции. «Из-за отсутствия навыка эмоционально проявлять себя накапливаются невыраженные чувства, которые проявляются в соматических заболеваниях, в том числе в повышении температуры, даже в желудочно-кишечных расстройствах перед школой, перед контрольной, или в том же отказе от посещения школы», ? объясняет семейный педагог-психолог, руководитель тюменской Студии психологической помощи Наталья Харитонова.

Наконец, в адаптации ребенка к школе важна личность учителя, на которого ученики могут реагировать как положительно, так и негативно. В какой-то степени ребенок ожидает, что учитель примет на себя родительские функции и будет реагировать на его действия так же, как родители. Если школьника дома окружает забота и любовь, то он с чистым сердцем будет ждать и от учителя поддержки, терпения и понимания. А если возникнет какой-нибудь конфликт, то ему будет стыдно из-за неоправдавшихся учительских надежд. Вообще, сильна детская привязанность к учителю. По мнению психолога Харитоновой, чувства ребенка к учителю могут быть настолько сильными, что школьник будет испытывать дискомфорт и напряжение из-за детской ревности к другим ученикам. Как следствие – нежелание идти в школу. В такой ситуации родителям важно внимательно относиться к переменам настроения ребенка и обсуждать все, что с ним происходит.

Учиться, учиться и еще раз учиться!

Когда должна начинаться подготовка ребенка к школе и как бороться с нежеланием ее посещать? Секреты решения проблемы в следующем:

1. Не гнаться за ранним развитием. По словам психолога Харитоновой, оптимальным будет прохождение подготовительного курса за год до поступления в школу. Если родителям принципиально, чтобы их ребенок был высокоразвит, то для этого есть множество развивающих центров для детей, где специалисты помогут вырастить из ребенка если не гения, то очень способного ученика. Развитие ребенка дошкольного возраста требует общения со сверстниками, многочасовых прогулок на природе, проявления творческих желаний и получения таких бытовых навыков, как приготовление пищи, завязывание шнурков, уборка своей комнаты. Другими словами, навыков, которые делают ребенка более самостоятельным и независимым в бытовом плане от взрослых и облегчают процесс совместного проживания. Все это станет основой для адаптации к школьному коллективу и к процессу получения школьных знаний. Развитие ребенка требует поступательного движения. Нельзя его торопить и развивать насильно. Опережающее развитие только спровоцирует регресс к более ранним этапам развития: так, обладающий многими знаниями ребенок, попадая в школьную среду, где господствует уравниловка и одни требования для разных учеников, быстро теряет свои навыки и становится, «как все». Он испытывает еще большие трудности, чем остальные, потому что ему скучно.

2. Не перегружать занятиями. Если ребенок не хочет идти в школу, главное для родителей – набраться терпения и сохранить спокойствие. Возможно, ничего экстраординарного не произошло. «Представьте, что вы сами сменили работу, сферу деятельности, у вас – испытательный срок. Вот примерно так же чувствует себя ваш ребёнок! ? объясняет учительница начальных классов Осинцева. ? Он за четыре урока тратит калорий больше, чем тракторист или шахтёр за рабочую смену! Не стоит загружать первоклассника дополнительными занятиями и сидением на продлёнке до семи часов вечера. Постарайтесь немного облегчить ему жизнь. Рассказывайте ему истории из своей школьной жизни, учитесь вместе с ним, а не вместо него. Не стойте над ним с ремнём в руках. По дороге из школы спросите его о том, что было интересного, что понравилось. Попросите его научить так же, как он, красиво писать буквы, составлять предложения, рисовать».

3. Не осуждать. В первую очередь, ребенку нужна поддержка взрослых, только потом – помощь в решении проблем. Осуждение в этом случае только усугубит ситуацию. Вполне возможно, что школьнику просто нужно обсудить и выразить свое мнение по поводу происходящего, узнать, какие есть способы разрешения сложностей. Ребенок их не знает из-за малого жизненного опыта. Как вариант – вместе прогулять работу и школу, заранее обговорив один момент: подобные «выходные» должны быть не чаще одного раза в три месяца. Решение опять же должно приниматься совместно. Такой «заговор» против системы может сослужить хорошую службу для сплочения семьи и даст ребенку понимание, что он имеет право уставать, отказываться, просить и получать желаемое.

4. Разговаривать. Необходимо выяснить, почему ребенок не видит смысла в учебе, а затем рассказать о своей школьной жизни и сложностях, которые вы успешно преодолели. Пусть ребенок поделится мнением, зачем вообще существует школа и зачем туда ходят другие дети. Расскажите про возможности, которые возникнут после окончания школы. Найдите ему дело по душе, возможно, у ребенка есть потенциал, который невозможно реализовать в рамках школы. Или же все-таки смените школу на ту, которую он посчитает привлекательнее. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в том, что безвыходных ситуаций не бывает. Не откладывайте на завтра общение со своими детьми, не отмахивайтесь из-за своей занятости и усталости от помощи в решении даже самых маленьких проблем. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

Наталья Павлушкина, для «Фонтанки.ру»

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор