По итогам августа российский авторынок упал на 25,8%, продажи новых автомобилей за прошедший месяц снизились до 172 015 машин – на 59 900 автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2013 года. А с начала 2014 года спрос на авторынке сократился на 12,1% – до 1 582 713 машин. Такие данные приводятся в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), передает Autonews.
Наибольшее падение спроса среди автопроизводителей зарегистрировано у Seat – на 73%. За ним следуют Suzuki, потерявшая 58% спроса, Ford с падением на 57%, Geely и Peugeot – на 56%, Daewoo, продажи которой снизились на 55%, и Citroen с минусом в 52%. На этом фоне изрядно выросли продажи Smart – на 220%, Isuzu – на 120%, Haima – на 49%, Jeep – на 48% и Lexus – на 13%.
Как рассказал Autonews председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, наиболее благоприятный сценарий развития авторынка к концу 2014 года – это стабилизация спроса. По прогнозу Шрайбера, к концу года падение рынка составит 12%.
Автопроизводители, судя по отраслевым отчетам, к рекордному падению спроса готовы не были, отмечает издание. Лидером на российском авторынке остается «АвтоВАЗ», продавший за август 26 467 машин. Компания заняла 15,4% российского авторынка. Тем не менее это на 32% меньше результата аналогичного периода прошлого года.
За «АвтоВАЗом» следуют KIA, продавшая за месяц 13 644 автомобилей и занявшая 7,9% авторынка, Hyundai – 13 416 проданных машин и 7,8% рынка, Toyota – 12 722 машин и 7,4% рынка, Renault – 12 388 авто и 7,2% рынка.
Самой популярной моделью в августе, как и ранее, стала LADA Granta, «АвтоВАЗ» продал 11 860 «Грант». При этом результат на 3091 машин меньше, чем в августе 2013 года. Вторую строчку в рейтинге занимает Hyundai Solaris с показателем в 9086 проданных машин. Далее идет KIA Rio, которую купили 5999 автовладельцев. Также существенный рост продаж в августе показал Renault Logan – на 378 машин больше, чем годом ранее. Закрывает ТОП-5 по-прежнему кроссовер Renault Duster, хотя спрос на него снижается – минус 1177 машин в августе.
Далее следуют LADA Kalina, продажи которой выросли на 1376 автомобилей: VW Polo, спрос на который упал на 1509 машин; Nissan Almera, оказавшаяся на рекордно высокой для себя позиции с ростом продаж на 2452 авто. А вот Toyota Camry вылетела из ТОП-10, оказавшись на 11-м месте. В то же время третье поколение Skoda Octavia подбирается все ближе к первой десятке рейтинга: продажи модели в августе выросли на 1741 авто. Лифтбек Skoda Rapid за месяц разошелся тиражом 1430 машин, заняв 19-е место в рейтинге.
По мнению экспертов, катастрофическое падение спроса на авторынке было предсказуемо. Основным фактором падения рынка называют геополитическую ситуацию в стране, из-за которой россияне не верят в улучшение экономической ситуации в России и предпочитают откладывать покупку автомобиля.
«Именно сейчас и будет формироваться отложенный спрос. Запущенная программа утилизации, несомненно, поможет выправить ситуацию на автомобильном рынке, однако она была введена скоропалительно, поэтому ощутимо воздействие программы на рынок можно будет увидеть только в октябре. Фактически сентябрь будет, так скажем, месяцем на раскачку», – прокомментировал результаты продаж директор агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Как считают эксперты считают, падение рынка продолжится. Возобновление программы утилизации несколько стабилизирует спрос, но не убережет его от рекордного падения.