Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

22:43 16.10.2019

В полночь ваши грузы на таможне превратятся в тыкву

Спустя сутки после введения запрета на ввоз продуктов из США и ЕС таможенная служба России неожиданно дала минимальную отсрочку для тех импортеров, чей товар был отправлен в сторону России до введения контрсанкций. Этот срок ничтожен - ввезти груз нужно до полуночи пятницы. При этом сами компании не понимают, каким образом таможенные инспектора исполнят данный приказ, и ждут разъяснений за несколько часов до «часа икс». Очереди из надеющихся - слишком велики, выяснила "Фонтанка".

В полночь ваши грузы на таможне превратятся в тыкву

Валентина Свистунова/ ДП

Спустя сутки после введения запрета на ввоз продуктов из США и ЕС таможенная служба России неожиданно дала минимальную отсрочку для тех импортеров, чей товар был отправлен в сторону России до введения контрсанкций. Этот срок ничтожен – ввезти груз нужно до полуночи пятницы. При этом сами компании не понимают, каким образом таможенные инспектора исполнят данный приказ, и ждут разъяснений за несколько часов до «часа икс». Очереди из надеющихся – слишком велики, выяснила "Фонтанка".

Введенные в отношении ЕС, США, Канады и Австралии контрсанкции в формате "блицкрига" прошлись по бизнесу России. Указ президента Владимира Путина появился вечером 6 августа. Постановление правительства РФ с конкретным перечнем продуктов, запрещенных ко ввозу, было опубликовано после полудня 7 августа. Тогда же оно было опубликовано на официальном государственном портале правовой информации и вступило в силу. В свою очередь, в тот же день и.о. руководителя Федеральной таможенной службы Вадим Малинин издал приказ, регулирующий исполнение данного решения правительства. Запрет начал действовать.

Вечером того же дня заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что в Россию пропустят грузы, которые уже пришли на таможню. Однако значительное их число в тот момент находилось по дороге к границам – в контейнерах морских судов, в прицепе грузового автомобиля, на борту самолета. Некоторым удалось проскочить, пока Россия захлопывала ворота своей границы.

«Во время введения запрета в пути было всего две машины, но они проехали, так как товар был заранее оплачен. Остальные машины поставщик просто отказался загружать. Так что завезем в магазины остатки, которые есть у нас на складе, ну а дальше – все. Подадим на банкротство», – рассказали «Фонтанке» в компании «Унипак», которая поставляла в Петербург молочную продукцию литовской компании «Пено жвайгджес» (бренд «Сваля») и литовской «Кельме пенине» (бренд «Вилви»).


Многие, узнав о введении запрета, вернули груз обратно. Как рассказали «Фонтанке» в российском представительстве немецкой молочной компании Zott, у них под запрет попал крем для кофе, который поставлялся в Россию. «Мы везли его из города Аугсбурга. Когда узнали о запрете, машины развернулись и обратно поехали. Убытки ни с кого взыскивать не планируем», – рассказали в Zott. Зафиксированы случаи разворота судов, рассказывали нам участники рынка.

Однако вечером 7 августа среди таможенных брокеров и представителей транспортных компаний появились слухи о том, что ФТС введет отсрочку для тех грузов, которые уже вышли из пункта отправки в момент введения запрета. А утром 8 августа соответствующее распоряжение во все регионы разослал и.о. начальника ФТС Вадим Малинин. Из него следует, что разрешается «ввоз отдельных категорий товаров на территорию РФ до 00.00 часов 09.08.2014», то есть до полуночи пятницы. При этом у перевозчика должны быть документы, подтверждающую фактическую оплату товара. Отметим, что, согласно федеральному законодательству, под ввозом товара подразумевается пересечение транспортным средством государственной границы.

Таким образом, те, кто все же рискнул и продолжил путь в сторону российской границы, получили шанс доставить свой груз. Как объяснили в СЗТУ, перевозчик должен до полуночи подать документы на таможенное оформление, а если этого не будет сделано, то груз не пропустят.

Однако сами компании не до конца понимают, как именно будет реализовываться этот приказ.

«Пока открыт вопрос, каким образом инспектор, принимающий морские грузы и штампующий коносамент, поймет, есть предоплата или нет. Сами инспекторы пока не до конца понимают. На наш взгляд, есть два варианта. Либо таможня разрешит ввезти все товары, которые поступят сегодня, а потом будет разбираться, был оплачен груз или нет. Либо инспекторы будут саботировать данный приказ, так как низовые инспекторы не имеют инструкции, как именно его реализовывать», – говорят в петербургской компании «Стерх», которая является крупным импортером мяса. «Кроме того, может получиться такая ситуация, когда судно придет в порт до ноля часов, а контейнеры выгрузят позже. И что будет в таком случае?» – недоумевает представитель компании.

При этом брокеры, работающие с автоперевозчиками, говорят, что есть случаи, когда таможня пропускала фуры с грузом после вступления в силу приказа. Обсуждают эту ситуацию и на таможенных форумах. «По имеющейся информации, положения указанного письма не применяются к определенным странам (слышал про неприменение к Германии, Польше, Прибалтике и, по-моему, Нидерланды)», – пишет один пользователь. «В самом письме ФТС нет уточнений. Разве что есть еще какие-то официальные разъяснения?» – говорит его коллега. «Осталось каких-то семь часов, и разъяснения станут неактуальны...» – следует ответ.

«От импортеров в данной ситуации ничего не зависит. До полуночи грузы либо будут растаможены, либо нет», – рассказал гендиректор ООО «Дискавери» Михаил Важненко. По его словам, сейчас в порту стоит одно судно с грузом его компании, которая специализируется на поставках рыбы, в том числе – из Норвегии, однако он пока не понимает, удастся ли ввезти его в Россию или нет. В свою очередь, в самом Северо-Западном таможенном управлении говорят, что была создана специальная рабочая группа, которая решает, что делать с тем или иным грузом.


«Ситуация все время меняется, но контроль за запретами – работа для нас не новая. Так что постановление исполняем, с работой справляемся», – сказали в СЗТУ.

Как говорят игроки рынка, ранее, когда Роспотребнадзор или Россельхознадзор запрещал ввоз тех или иных продуктов, в Россию пропускали все грузы, которые вышли из пункта отправки до момента вступления в силу тех ограничений.

Импортеры также пока не понимают, удастся ли вернуть деньги, потраченные на товар, если все-таки не удастся проскочить до полуночи.

«Это зависит от каждого конкретного контракта, от его положений», – уверены в «Стерхе». Впрочем, как полагают некоторые, теоретически данную ситуацию можно считать форс-мажорной.

«Правительственный запрет на ввоз продуктов подпадает под форс-мажор, поскольку это событие непредсказуемо, непреодолимо и не зависит от воли сторон, участвующих в сделке. Подобные оговорки практически всегда включаются во внешнеторговые контракты», – уверена старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко.

Андрей Захаров, Александр Аликин, Герман Костринский, «Фонтанка.ру»

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор