Санкции, которым Россия подверглась со стороны США и Канады, стали одной из тем круглого стола "ВТО: право на торговлю и право на санкции" в рамках Международного юридического форума. В дискуссии принял участие директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, модератором выступил посол Швейцарии по особым поручениям Луциус Вазеша.
Напомним, что Россия вступила во Всемирную торговую организацию в 2012 году. Членство в ВТО позволяет урегулировать разного рода споры в торговой сфере. В частности, как рассказал Максим Медведков, сейчас наша страна участвует в 17 судебных разбирательствах в рамках организации. Из них в трёх – в качестве истца, в двух – как ответчик. Речь идёт о делах о третьем энергопакете ЕЭС и об антидемпинговых мерах в адрес ряда российских товаров. Это – дела, которые инициированы Россией. Против России идут разбирательства по поводу ввоза в нашу страну свинины из ЕС, по поводу пошлин на легковые автомобили и по поводу утилизационного сбора. В остальных 12 судах Россия выступает в роли третьей стороны.
В 2014 году Россия подверглась санкциям со стороны США и Канады в связи с событиями на Украине. По мнению представителей нашей страны, применять экономические меры в политических целях недопустимо, и членство в ВТО должно помочь нам урегулировать этот вопрос.
– Мы исходим из того, что санкции не должны применяться в торговой сфере как политический инструмент, – подчеркнул Максим Медведков.- Эту точку зрения мы пытаемся донести до наших партнёров.
Членство в ВТО, считает Максим Медведков, уже сыграло позитивную роль в вопросе о санкциях: по его мнению, не вступи наша страна в организацию 2 года назад – "санкции были бы серьёзнее, но у нас не было бы инструмента для борьбы с ними". Однако вопрос о том, может ли организация повлиять на санкции, он назвал спорным, эта тема находится ещё в стадии обсуждения внутри организации.
– Тема санкций вызвала много эмоций, – добавил Луциус Вазеша. – Россияне – эмоциональные люди, у них одна проблема: они считают,что их никто не любит.
Пока российская сторона не торопится решать вопрос о санкциях с помощью судебного механизма в рамках ВТО.
– Мы используем другие способы защиты наших интересов, – объяснил "Фонтанке" Максим Медведков. – Работаем в органах ВТО, в комитете по торговле товарами, в совете по торговле услугами, в генеральном совете. Надеемся на то, что проблема будет решена таким образом.
Однако это не исключает, что арбитры ВТО могут быть со временем привлечены к спору.
– В случае, если санкционный режим будет существенно расширен, если у нас предприятия начнут нести реальный экономический ущерб, то к этому вопросу мы вернёмся, – добавил Медведков.
Механизм, по которому спор может быть разрешён с помощью арбитров ВТО, описал, отвечая на вопрос "Фонтанки", Луциус Вазеша.
– Первая стадия – это консультации между Российской Федерацией и странами, применившими санкции, – рассказал он. – Второй этап – организация совета, который будет решать этот спор. В этот совет войдут от трёх до пяти человек, которые специализируются именно на решении таких вопросов. Они подготовят доклад и предложат рекомендации.
В дальнейшем, продолжил господин Вазеша, комиссия ВТО обсудит доклад и порекомендует либо принять его, либо не принимать.
– Обычно рекомендации принимаются, – заметил он. – Иначе среди членов комиссии должен быть полный консенсус относительно того, почему их надо отклонить.
Проигравшая сторона может подать апелляцию на принятое решение, и в результате, возможно, появятся корректировки и замечания. После этого санкции должны быть либо отменены, либо оставлены в силе.