Совершившие преступления по неосторожности (в том числе виновные в тяжких ДТП) водители могут быть направлены отбывать наказание в колониях общего режима. Такое наказание грозит не возместившим вред, злоупотребляющим алкоголем, а также не раскаявшимся подсудимым. Разъяснения о критериях выбора места исправления представил Верховный суд России.
Согласно Уголовному кодексу РФ, осужденных за неумышленные преступления, вне зависимости от их тяжести и наличия предыдущих судимостей, должны направлять в колонии-поселения – фактически в ссылку. Такое наказание предусматривает достаточно мягкий режим: формально числящийся заключенным вправе свободно передвигаться в пределах муниципального образования, снимать жилье или оставаться в бесплатно предоставляемом общежитии, встречаться, пользоваться средствами связи и так далее.
В то же время закон делегирует суду право с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного назначать отбывать установленный срок в колонии общего режима (то есть в изоляции от общества). По мнению высшей инстанции, основаниями для фактического ужесточения ответственности являются поведение подсудимого до и после совершения преступления, в том числе отношение к деянию, тяжесть наступивших последствий, возмещение причиненного преступлением вреда, поведение в следственном изоляторе, данные об употреблении алкоголя и так далее. В качестве «смягчающих» фактов могут рассматриваться состояние здоровья, наличие иждивенцев и иные обстоятельства. «Суд должен мотивировать принятое решение», – отмечается в постановлении.
Примерно такие же факты служителям Фемиды следует учитывать и при рассмотрении вопроса об изменении вида исправительного учреждения. При этом также исследуются поведение заключенного в колонии и мнение ее администрации. В качестве одной из причин отказа в смягчении режима является факт уклонения осужденного от возмещения причиненного преступлением вреда, в том числе уклонения от трудовой деятельности. А вот отказ раскаиваться в совершенных злодеяниях не является основанием для ограничения прав. «Следует иметь в виду, что конституционное право каждого не свидетельствовать против себя самого должно обеспечиваться на любой стадии уголовного судопроизводства, в том числе на стадии исполнения приговора», – напоминает Верховный суд России.
Кроме того, если осужденный к ссылке не прибыл в колонию-поселение в установленный в предписании срок, суд вправе изменить режим отбывания наказания и направить его в исправительную колонию общего режима.