18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
14:02 17.11.2018

Город

27.05.2014 17:39

Равнение на периферию

На прошедшем 26 мая "круглом столе" «Управление периферией: формирование точек роста», организованном компанией "Город22" при поддержке "Фонтанки", зарубежные урбанисты сошлись во мнении, что главный игрок в процессе преобразования периферии – это государство, которое не просто должно участвовать в этом процессе, но и активно управлять им.

Равнение на периферию

На прошедшем 26 мая "круглом столе" «Управление периферией: формирование точек роста», организованном компанией "Город22" при поддержке "Фонтанки", зарубежные урбанисты сошлись во мнении, что главный игрок в процессе преобразования периферии – это государство, которое не просто должно участвовать в этом процессе, но и активно управлять им.

Централизованный мегаполис – нецелесообразно и несовременно

Дисбаланс развития Петербурга, ведущий к социальным, транспортным и инфраструктурным проблемам, сохраняется, несмотря на усилия администрации и девелоперов, – к такому выводу пришли эксперты в ходе "круглого стола". «Лекарством» от излишней централизации города представители власти и девелоперского сообщества по-прежнему считают формирование центров экономической активности на периферии, что ляжет в основу дальнейшего полицентрического развития Северной столицы. В ходе "круглого стола" опытом создания полицентричных городов с петербургскими экспертами поделились урбанисты и архитекторы из Швейцарии, Франции и Израиля.

Всё для города, всё для человека

В приветственном слове Алиса Тимошина, генеральный директор «Город22», определила тему дискуссии: «Нужно продолжать обсуждать развитие спальных районов не только как мест для проживания, но и как самодостаточных территорий с деловой и досуговой составляющей. Формирование спальных районов – это симптом роста города, и нам нужно понять, как управлять этими уже сложившимися территориями, как повышать их уровень жизни и необходимо ли продолжать экстенсивное развитие».

Впрочем, идея «города для горожан» близка и петербургским чиновникам. По мнению председателя комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолия Котова, ключевую роль в формировании стратегии развития Петербурга должны играть социально-экономические факторы. «Качество городской среды определяется факторами, связанными с качеством жизни человека», – заявил Анатолий Котов. По его мнению, сейчас урбанисты, которые ищут решение проблемы дисгармоничного развития Петербурга, пожинают плоды недооценки социальных процессов. Чиновник отметил, что на данный момент 40% рабочих мест расположены в центральных районах Северной столицы, так что люди каждое утро вынуждены ехать в центр из спальных районов на периферии. «Это нецелесообразно и несовременно», – считает Анатолий Котов. По его мнению, разработка стратегии развития города в обязательном порядке должна включать в себя планирование рабочих мест и социальной инфраструктуры.

Надежды на периферию

Петербургские чиновники и девелоперы сходятся во мнении о необходимости развития Петербурга по полицентрическому принципу, что подразумевает раскрытие потенциала периферийных районов. 

фото предоставлено оранизаторами форума
фото предоставлено оранизаторами форума

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Анатолий Котов выделил три основных ядра городского развития: исторический центр, «серый пояс» – бывшие промзоны, окаймляющие центральные районы, – и периферию южного направления. Однако многие эксперты не согласились с таким разделением, считая, что точек роста в Петербурге может быть намного больше. В частности, активное развитие сейчас идёт на севере города, в Приморском районе, где реализуется проект общественно-делового комплекса «Лахта центр». 

По словам начальника управления по проектированию ОДЦ «Охта» Юлии Гуляк, для создателей проекта важно, чтобы «Лахта центр» стал точкой не только деловой, но и социальной активности. «Мы создаём не только деловое, но и общественное пространство и хотим, чтобы наш объект был интересен для города», – сказала Юлия Гуляк. Жители Петербурга и сами могут внести свою лепту в этот масштабный проект: так, пешеходный мост, который соединит территорию комплекса с парком 300-летия Петербурга, и некоторые интерьеры здания – это разработки петербургских студентов, победивших в архитектурных и дизайнерских конкурсах, организованных ОДЦ «Охта».

Зарубежный опыт

С необходимостью децентрализации из-за высоких темпов роста рано или поздно приходилось сталкиваться большинству мегаполисов Европы – и не только Европы. Шамай Асиф, глава департамента строительства при министерстве внутренних дел Израиля, рассказал петербургским экспертам об основных принципах, разработанных израильскими урбанистами для того, чтобы упорядочить процесс городского развития. Любой город, по словам специалиста, изначально развивается концентрически, и первоочередная задача градостроителей – создание транспортной инфраструктуры, которая обеспечит связь между периферией и центром. Полицентрическое развитие города, неизбежное при высоких темпах его роста, в обязательном порядке должно сопровождаться столь же активным развитием транспорта.

По мнению главного архитектора швейцарской компании AUSArchitecturalSystemsOffice Станиславы Боскович, диалектику «центр – периферия» необходимо преодолевать. Она характерна для развития промышленных городов, но в постиндустриальных мегаполисах такой подход является устаревшим. По мнению эксперта, в современном городе приоритетной является не столько территория, сколько связь между отдельными точками роста, которые могут как располагаться на периферии, так и быть интегрированы в исторический центр. Станислава привела пример района «22» в Барселоне: прибрежная промышленная периферия, которую называли «Каталонским Манчестером» была преобразована в принципиально новое городское пространство, которое базируется на инновационной деятельности, новых общественных пространствах, передовой инфраструктуре, доступном жилье и новой модели мобильности.  

фото предоставлено оранизаторами форума
фото предоставлено оранизаторами форума

Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Полицентрическое развитие города в обязательном порядке должно сопровождаться активным развитием транспортной системы – с этим утверждением согласился и Франсуа Декостер, руководитель архитектурного бюро L`AUC. В качестве примера децентрализованного современного города он привёл Париж, районы которого сейчас объединены мощной транспортной сетью. Кроме того, эксперт подчеркнул необходимость создания гибридных мультифункциональных кластеров в противовес узкоспециализированным, существовавшим прежде. 

По мнению Франсуа Декостера, в Петербурге одной из таких мультифункциональных точек роста может стать проект «Лахта центр». «Я считаю, что этот проект может стать первым шагом к развитию района, – заявил французский архитектор. – «Лахта центр» интересен с точки зрения внедрения общественных пространств в структуру проекта. К примеру, люди смогут прийти туда и погулять по набережной». 

Точки роста: много маленьких или несколько больших?

В необходимости создания новых точек роста на периферии Петербурга никто из экспертов не сомневается – вопрос заключается только в их количестве и масштабе. Директор по маркетингу компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая отметила, что многие воспринимают полицентрический подход по-разному: либо как создание множества маленьких центров развития, либо как формирование нескольких крупных. Создать много крупных центров невозможно: «Нельзя построить в Лондоне пятнадцать Сити», – сказала Екатерина Гуртова. Однако, по её мнению, идеи формирования и крупных, и мелких точек роста друг другу не противоречат – они находятся на разном уровне.

Подводя итоги дискуссии, эксперты высказали уверенность в том, что создание центров экономической активности различного масштаба в любом случае поможет обеспечить гармоничное развитие города в условиях быстрого роста.

"Фонтанка.ру"

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор