Рассмотрение уголовного дела с участием присяжных не обязательно и является «лишь одной из возможных гарантий обеспечения прав и свобод». К такому выводу пришел Конституционный суд России. Он признал соответствующей Основному закону норму, ограничившую доступ несовершеннолетних к присяжным.
Решение было озвучено сегодня в здании Сената.
Поводом для рассмотрения дела, напомним, стала жалоба подростка из Владимира, обвиняемого в убийстве и изнасиловании. Он не смог добиться заседания с участием присяжных из-за поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, принятых Госдумой в 2013 году. Они разгрузили региональных служителей Фемиды, переведя в юрисдикцию районных судов рассмотрение ряда дел по тяжким уголовным статьям.
Однако коллегия присяжных задействуется, только если слушание проводится на уровне субъекта Федерации, и это ограничило права многих подсудимых, предположил заявитель. «Я полагаю, что изданием закона № 217 от 23 июля 2013 года законодатель фактически вмешался в процесс отправления правосудия по моему делу», – возмущался он.
КС, однако, решил, что для раздражения у юного жителя Владимира нет повода. Все его права соблюдены в должном объеме. В российском законодательстве и так достаточно гарантий для несовершеннолетних, сочли судьи. Передача же дела присяжным отнюдь не обещает, что эти преимущества будут полностью реализованы.
– Доверяют ли больше суду присяжных, чем профессиональным судьям? Возможно. Другое вопрос – имеет ли это доверие реальные основания, – поделился рассуждениями с прессой докладчик по делу Александр Бойцов. – Или существует представление: «Я маленький, значит, дедушки и бабушки меня пожалеют». Можно вспомнить пример приморских партизан. Пожалел ли их суд присяжных? Увы.
Бойцов напомнил, что решение присяжных труднее пересмотреть. Его можно обжаловать только с точки зрения нарушений процедуры, но не фактических обстоятельств дела. Малолетние преступники, делая свой выбор в пользу присяжных, этого, скорее всего, не учтут.
Российские законодатели, тем не менее, могут пойти навстречу детям и предоставить им право ходатайствовать о передаче своего дела из районного суда в вышестоящую инстанцию, отметил Конституционный суд России.
Решение КС вступает сразу после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.