Правительство Петербурга подготовило новую концепцию управления подведомственными компаниями и унитарными предприятиями. До 2017 года планируется провести их имущественную, финансовую и кадровую ревизию и реорганизацию. С неэффективными и теми подведомственными компаниями, в которых у города нет контрольного пакета акций, Смольный будет расставаться. Возможно, в результате ГУПов не останется вовсе.
Всего в Петербурге 58 унитарных предприятий (ГУПов) – от Петербургского метрополитена и Водоконала до небольших садово-парковых хозяйств. Также город имеет доли в 123 открытых акционерных обществах, 10 закрытых и 52 обществах с ограниченной ответственностью. И, как признается в проекте постановления о концепции управления хозяйственными обществами с участием Петербурга и государственными унитарными предприятиями, подготовленным правительством Петербурга, часть из них в настоящее время работает неэффективно.
В первую очередь Смольный намерен разработать отраслевые концепции. Также в этом году будет учрежден единый консультативно-совещательный орган, в состав которого войдут не только городские чиновники, но и сторонние эксперты. Он будет отвечать за развитие компаний с городским участием. В течение месяца после создания нового совета комитеты должны будут представить на его рассмотрение свои предложения по реорганизации, продаже, ликвидации или сохранению таких компаний. На саму реорганизацию Смольный отвел себе 3 года.
«Необходимо резкое сокращение количества предприятий, вплоть до полного отказа, путем постепенной замены другими видами организационно-правовых форм к 2017 году, – говорится про ГУПы в проекте постановления. – Сохранение предприятий должно быть обусловлено исключительной значимостью для некоторых особо важных сфер экономики и наличием обоснования отраслевого исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга о необходимости их существования». Компании с городским участием ждет аналогичный подход.
Кого именно могут затронуть сокращение и ликвидация, пока неизвестно. В документе в качестве примера приводят, в частности, отрасль содержания автомобильных дорог. В ней работают 4 ГУПа и 3 ОАО: «Автодор Санкт-Петербург» (городу принадлежит 35,21% долей), «Гражданское» (на 100% городское) и «Коломяжское» (39,16%). При этом государственные заказы почти полностью распределяются между городскими предприятиями. Так что в случае приватизации части из них на рынок впервые смогут попасть частные компании.
Крупнейших предприятий Петербурга – Водоканала, «Пассажиравтотранса», Метрополитена – приватизация, скорее всего, может не коснуться, так как их признают градообразующими. Ранее губернатор Георгий Полтавченко уже выступал против расставания с ними. Впрочем, еще в прошлом году Смольный заявлял, что вообще не намерен приватизировать городские предприятия.