Требования строительных норм и правил (СНиП) по обустройству одноквартирных жилых домов не являются обязательными. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Принятый 13 лет назад СНиП 31-02-2001 устанавливал, что в домах должны быть жилые комнаты, кухня (кухня-ниша или кухня-столовая), ванная комната или душевая, уборная, а также кладовая или встроенные шкафы. Обязательным требованием является устройство вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения и радиовещания, а при отсутствии централизованного теплоснабжения – оборудование помещения для теплового агрегата. Согласно официально опубликованному тексту документа, он распространяется на все вновь строящиеся и реконструируемые одноквартирные дома, предназначенные для постоянного проживания людей, а установленные им требования к безопасности и другим эксплуатационным характеристикам являются обязательными для соблюдения всеми осуществляющими проектирование и строительство юридическими и физическими лицами.
Заявление в Верховный суд России подала частная застройщица Светлана Комарова. По ее мнению, требование об устройстве кладовой или встроенных шкафов, а также систем радиовещания, ограничивает ее право на свободное определение состава помещений в индивидуальном жилом доме.
Служители Фемиды сочли доводы заявительницы ошибочными. Ведь в 2010 году прошла реформа системы технического регулирования в России, в рамках которой был издан специальный перечень обязательных для применения национальных стандартов и сводов правил. В него, в частности, попали только несколько тематических блоков оспариваемого Светланой Комаровой СНиПа, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Все иные, в том числе касающиеся состава помещений и обустройства одноквартирных домов, применяются на добровольной основе.
Кроме того, суд установил, что актуализированная редакция СНиПа не содержит положений об обязательном устройстве в доме радиовещания. «С учетом изложенного, пункт 4.4 Строительных норм и правил в оспариваемой части и правовой форме действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает», – констатировала судья Татьяна Петрова, отклоняя требования Светланы Комаровой.