
SPbOpen, 19 лет проходивший в Петербурге, в этом году состоится в Тель-Авиве. Организаторы уверяют: это подарок президенту Израиля на день рождения, в следующем году турнир вернется. «Фонтанка» побеседовала с гендиректором компании «Открытый Санкт-Петербург» и официальным представителем SPbOpen при ATP Русланом Линьковым, чтобы выяснить, как проходит перезагрузка турнира.
В середине апреля спортивную общественность шокировала новость: SPbOpen, 19 лет проходивший в Петербурге, в этом году состоится в Тель-Авиве. Организаторы позже успокоили: это подарок президенту Израиля Шимону Пересу на день рождения, в следующем году легендарный турнир вернется в Северную столицу. Тем не менее поклонники не скрывают опасений, что в родном городе больше не увидят жарких теннисных сражений.
Несмотря на то, что SPbOpen состоится осенью, события, связанные с турниром, стали происходить гораздо раньше. Так, несколько месяцев назад главный акционер "оупена" – известный бизнесмен Михаил Мирилашвили принял решение удовлетворить заявление об отставке Михаила Рыдника, занимавшегося организацией состязаний на протяжении 15 лет, после чего ушли все единомышленники бывшего директора. Теперь знаковым для Петербурга да и всей России турниром занимается новая команда. Корреспондент «Фонтанки» встретился с гендиректором компании «Открытый Санкт-Петербург» и официальным представителем SPbOpen при ATP Русланом Линьковым, чтобы выяснить, как проходит перезагрузка турнира, зачем понадобилось проводить соревнования в Тель-Авиве и стоит ли болельщикам ждать возрождения легендарного «оупена".
- Итак, в этом году SPbOpen пройдет в Тель-Авиве. Ответьте на главный вопрос: зачем вы решили перенести турнир в Израиль?
– Когда в прошлом году президенту Израиля Шимону Пересу исполнилось 90 лет, дирекция турнира обсуждала вместе с акционером SPbOpen Михаилом Мирилашвили возможность некоего поздравления Нобелевского лауреата с этой круглой датой. В Израиле шли переговоры на правительственном уровне, в Москве параллельно велись консультации, возможно ли проведение турнира в честь Шимона Переса. Вопрос обсуждался давно, но никто его не выносил в публичную плоскость до четкого понимания, что это реально. Ибо проведение турнира зависит от множества обстоятельств, начиная от графика официальных лиц и до технических мелочей. Когда в определенный момент согласования были получены, мы стали подбирать подходящую площадку, так как необходимо соответствовать требованиям ATP, предъявляемым к спортивным объектам, на которых проводятся турниры, а это количество мест, расположение трибун, покрытие кортов, условия размещения и быта игроков, возможность использовать определенные технологии, свет, звук и много чего еще. В итоге под эти требования подошла площадка теннисного центра "Рамат-Ха-Шарон" в Израиле, одна из лучших в стране. Как только мы договорились с владельцем корта, заключили предварительное соглашение, сразу направили заявку в совет директоров ATP, после чего получили удовлетворение, поскольку выполнили все требования.
- О том, что турнир переезжает в Тель-Авив, первым сообщил вице-президент Федерации тенниса России Евгений Кафельников, после чего в прессе поднялась информационная волна. Как долго вы планировали молчать?
– Мы рассчитывали объявить об этом сразу после решения совета директоров ATP. Опережать событие было бы неправильно. Ведь ATP мог не согласиться с нашим предложением. В том, что после твитта Евгения Кафельникова в информационном пространстве появилось большое количество сообщений, ничего плохого нет. Наоборот, это подняло интерес к турниру. Судя по активности, начавшейся в интернете, сообщение о переезде SPbOpen на год в Тель-Авив, вызвало больший интерес, нежели если бы турнир тихо и спокойно проводился в Петербурге.
- То есть временная смена прописки SPbOpen – попытка поднять к нему интерес?
– Отвечу так: если бы информационного повода, который дал нам Евгений Кафельников, не было, его стоило бы придумать.
- Существует мнение, что провести турнир в Израиле для Михаила Мирилашвили будет проще, чем здесь, с точки зрения поиска спонсоров и партнеров. Насколько справедливы такие суждения?
– Сразу скажу, что самым главным партнером для нас здесь является правительство Петербурга в лице губернатора Георгия Полтавченко, председателя Законодательного собрания Вячеслава Макарова, вице-губернатора Василия Кичеджи. Они все эти годы идут навстречу и помогают нашему турниру. Говоря о коммерческих партнерах, бизнес-структурах, стоит отметить один факт: в момент, когда теннис перестал быть президентским видом спорта, интерес некоторых компаний снизился, но, к счастью, остались крупные игроки (во всех смыслах этого слова), которых увлекает этот вид спорта. Что касается партнеров в Санкт-Петербурге, то они есть, останутся и в 2015 году, будут представлены на теннисных площадках, как и прежде. В Израиле тоже есть партнеры, крупные компании, мировые бренды. Мы надеемся, часть из них в 2015 году будет представлена в Петербурге.
- В этом году турнир сохранит свое название?
– У него будет двойное название – SPbOpen – President Cup. Мы не только сохраним название турнира, но и сделаем презентацию Петербурга в Израиле. Кроме того, дирекция турнира приняла решение, и акционер Михаил Мирилашвили нас в этом поддержал, что все петербуржцы, которые захотят посетить турнир, получат бесплатный вход на трибуны теннисного корта. Поэтому петербургская регистрация в паспорте в Израиле будет в этом году в большой цене.
- Заявлено, что турнир в 2015 году вернется в Петербург. Но в то же время нет уверенности, что в будущем вновь не переедет в Тель-Авив, причем уже навсегда, особенно если в этом году все сложится успешно. Скажите, что этого не произойдет.
– Для вашего успокоения и общественности предлагаю следующий вариант дальнейших действий. Мы хоть сейчас готовы начать открытые переговоры со спорткомитетом Петербурга об организации в нашем городе турнира в 2015 году и привлечь к этому процессу "Фонтанку", может быть, и другие СМИ. Придем вместе с вами в кабинет к председателю комитета Юрию Авдееву, и вы сами зафиксируете наше стремление жить и работать в Санкт-Петербурге. Это важно, чтобы все знали: мы никуда не ушли, мы здесь развиваемся, договариваемся на конкретных условиях, обсуждаем площадки, обязательства, которые берет на себя владелец турнира, и говорим о том, чем нам сможет помочь город. Интереса возвращения турнира в Петербург мы не скрываем.
- На каких условиях?
– Мы не выдвигаем городу никаких требований. У нас хорошие партнерские отношения с правительством Петербурга. Я думаю, что мы найдем общий язык, как это и делали раньше, и прийдем к решению, в каком виде турнир пройдет в Санкт-Петербурге в 2015 году.
- Недавно председатель спорткомитета Юрий Авдеев выражал озабоченность, что SPbOpen переезжает в Тель-Авив. И заявил, что если турнир хочет вернуться в Петербург, то он должен быть организован с учетом пожеланий города. Что он имел в виду?
– Если есть какие-то пожелания, обращения, мы всегда открыты для диалога. Трактовать слова главы спорткомитета я бы не хотел.
- Может быть, вы как организатор турнира предлагали городу взять на себя премиальный фонд?
– Ну нет. Премиальный фонд в миллион долларов оплачивает владелец турнира. Это гарантированные средства, и никогда никому мы не будем предлагать за нас осуществлять нашу собственную деятельность. Это наши затраты, и мы их будем нести. Более того, решение о призовом фонде в миллион долларов было принципиальным со стороны акционера.
- Получается, Михаил Мирилашвили не охладел к SPbOpen?
– SPbOpen — его детище. Он создал турнир в Петербурге, добился права проводить неделю ATP. Вот уже на протяжении 20 лет Михаил Мирилашвили – бессменный президент турнира. Человек, который вкладывает в SPbOpen душу, переживает за развитие турнира. Он сам великолепно играет в теннис, и одна из задач турнира – популяризация этого вида спорта в Петербурге и России. Кстати, Михаил Михайлович видит SPbOpen как проект, действующий в течение года. В прошлом году турнир серии ATP прошел в сентябре, а уже в конце ноября в рамках SPbOpen мы проводили этап чемпионата России по теннису в Петербурге. Соревнования полностью финансировал «Петромир», но мы не стали об этом заявлять публично, поскольку добрые дела не требуют постоянных пиар-акций.
- За время существования турнира поступали предложения продать права на его организацию? Ходят слухи, что SPbOpen мог переехать в Китай.
– Нет, таких предложений не поступало, ничего не обсуждалось. В Китай турнир не собирался переезжать. Как турнир существовал в Петербурге, так и продолжит здесь существовать. Да и продавать столь знаковое событие, думаю, не имеет смысла.
- Михаила Мирилашвили устраивает то, что происходит с турниром? Например, многие отмечали падение зрительского интереса.
– На мой взгляд, возрождение SPbOpen постепенно происходит. Если вы были на турнире в 2012 и 2013 годах, то могли видеть некоторую положительную разницу в плане организации и по самому подходу к турниру. Команда, которая занималась спортивным событием, фактически сменилась сразу после SPbOpen-2012, хотя Михаил Рыдник и ряд других людей сохраняли свои позиции. Но турнир 2013 года проведен новой командой и на очень высоком уровне. Те акции, которые мы организовали, когда теннис вышел в город и стал частью жизни петербуржцев, — это достижение, которое ложится в копилку новой команды. Развитие проекта заставляет дирекцию думать, какие средства привлекать, какие площадки задействовать, какие сопутствующие турниру события инициировать – это и благотворительные акции, и показы мод, и выставочные матчи – целый комплекс мер по продвижению тенниса.
- Отставка Михаила Рыдника, после которой ушла вся его команда, — следствие того, что акционера не устраивает, как развивается SPbOpen?
– Команда Михаила Рыдника была профессиональной, она 15 лет отработала слаженно, четко. Серьезных нареканий по технологии с нашей стороны к нему не было. Но всегда требуется определенная новация. Если человек руководит 10 – 20 лет одним и тем же направлением, у него в силу привычки могут быть уже устоявшиеся подходы, не учитывающие новые тенденции и изменения. Нужно было дать турниру новое дыхание, новую волну энергии и новую жизнь. Поэтому акционер принял такое решение.
- Новая дирекция турнира утверждена?
– На сегодня структура существует в следующем виде: Руслан Линьков – официальный представитель SPbOpen при ATP. Плюс два ответственных менеджера по направлениям — это генеральный продюсер Олеся Ганкевич и директор турнира Алон Какшури. Эти люди на данных позициях хорошо себя зарекомендовали. Олеся Ганкевич фактически провела прошлогодний турнир, и никаких нареканий в ее адрес не было, наоборот, люди высказывали восхищение и восторги о ее работе. Алон Какшури — известный специалист, он был менеджером Марата Сафина и Новака Джоковича. ATP его представлять не нужно, это мастер мирового уровня, профессионал, способный достойно провести соревнования любого уровня.
- Вы слышали реакцию вице-президента Федерации тенниса Северо-Запада Игоря Джелепова, что новое руководство SPbOpen — шоумены, которые не имеют отношения к теннису, и что они даже не желают общаться с федерацией? Вы и в самом деле хотите делать все только собственными усилиями?
– Знаком с высказываниями представителя федерации. Готов ответить на все вопросы вице-президента федерации лично, если его интересуют ответы. Если речь идет о каких-то пожеланиях о сотрудничестве, касающихся теннисных функционеров, то можно их рассмотреть.
- Несколько лет подряд хедлайнерами SPbOpen были Михаил Южный и Дмитрий Турсунов. Вы продолжите делать ставку на российских игроков или смените концепцию турнира по участникам?
– Турнир российский, а в Израиле, кто бы что ни говорил, живет 1,5 миллиона русскоязычных граждан. Следовательно, мы были и остаемся заинтересованы в том, чтобы в турнире как можно ярче и качественнее были представлены российские теннисисты. Поэтому и Южного, и Турсунова мы хотим вовлекать в турнир. Также надеемся, что приедут и другие российские игроки. В прошлом году президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев обращался с просьбой предоставить wild card ряду молодых игроков. Мы удовлетворили все пожелания РФТ и были довольны, как выступал в парном разряде Аслан Карацев (он дошел до финала). Надеемся, что он тоже сыграет в Тель-Авиве.
- Вы уже имеете представление, кто примет участие в юбилейном SPbOpen?
– Ведутся консультации. Пока мы не говорим, кто примет участие в турнире, так как это прерогатива ATP. Думаю, что заявятся достаточно сильные игроки. Надеемся, что и Южный, и Турсунов, и Карацев вновь примут участие в SPbOpen.
- В прошлом году у стен Исаакиевского собора состоялся выставочный матч между Михаилом Южным и Дмитрием Турсуновым, и это выглядело очень круто. Собираетесь еще чем-нибудь удивлять в будущем?
– Несомненно. Буквально на днях я вылетаю в Тель-Авив, где буду обсуждать, какие события и акции мы могли бы провести в рамках юбилейного SPbOpen, в том числе и мероприятия, направленные на продвижение Петербурга (разговор состоялся в четверг. — Прим. авт.). Что касается продвижения турнира на 2015 год, то начнем обсуждать сразу, как пройдет турнир текущего года, осенью.
- Я вот слышал, что турнир может пройти на «Сибур-Арене». Это правда?
– В прошлом году мы приглашали и привозили в Петербург специалистов ATP. Во время турнира здесь присутствовала вице-президент ATP Элисон Ли. Специалисты осмотрели все спортивные сооружения, которые могли бы стать площадкой для нашего турнира, — побывали на «Сибур-Арене», познакомились с состоянием Ледового дворца, заехали в «Юбилейный». В настояший момент в Петербурге под требования ATP подходят две площадки — СКК и «Сибур-Арена». Мы ни в коем случае не отказывемся от СКК, но не секрет, что комплекс давно не обновлялся. Относительно «Сибур-Арены»... объект соответствует всем требованиям ATP, кроме одного: необходим второй полноценный игровой корт. Но эту проблему можно решить, как это делается в Лондоне, который принимал финал ATP. Рядом с центральной ареной O2, где проходят основные матчи, ставят дополнительный корт под шатром из легких конструкций. Это сооружение стоит достаточно недорого, быстро монируется и демонтируется. То же самое можно сделать и рядом с «Сибур-Ареной», установить корт и соединить его с основным, а в новом спортивном комплексе есть возможность расположить еще два тренировочных корта, что уже большой плюс. «Сибур-Арена» технически оснащена великолепно, поэтому нам осталось сделать выбор. Если СКК к 2015 году качественно видоизменится, будет соответствовать требованиям для выхода турнира на качественно иной уровень, то останется старая площадка. Если нет, то SPbOpen-2015, скорее всего, пройдет на «Сибур-Арене».
- При выборе площадки планируете изменить покрытие корта? В прошлом году у теннисистов были нарекания к покрытию...
– Это технический вопрос, которым мы уже занимаемся. Действительно, в отчете АТР по итогам турнира указано, что нужно изменить покрытие корта, чтобы он был менее жестким. Мы учтем замечания АТР и игроков.
- Понятно, что важно настоящее, но давайте немного заглянем в будущее. Скажите, у акционера SPbOpen есть идея фикс хотя бы когда-нибудь попробовать пригласить теннисистов из топ-10?
– Знаете, мы рассчитываем на то, что выведем турнир на такой уровень, что теннисисты из топ-10 сами будут к нам приезжать.
- Вот как?
– Так и есть. У нас существуют амбиции возродить SPbOpen, вы все правильно понимаете.
Беседовал Артем Лисовский, «Фонтанка.ру»