Авто Недвижимость Работа Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

21:36 15.11.2019

Россия и Украина сошлись в поэтической битве

Малоизвестные сочинители из России и Украины открыли новый фронт - поэтический. Рифмованные манифесты под общим лозунгом собрали в Интернете порядка 5 миллионов слушателей и десятки последователей. “Никогда мы не будем братьями”, - восклицает юная украинка. “Потому что ты мне - сестра”, - снисходительно отвечает ей бородатый «москаль». “Если пишут, значит, не до конца озверели”, - по просьбе «Фонтанки» исполнил роль рефери писатель Дмитрий Быков.

Россия и Украина сошлись в поэтической битве

Малоизвестные сочинители из России и Украины открыли новый фронт – поэтический. Рифмованные манифесты под общим лозунгом собрали в Интернете порядка 5 миллионов слушателей и десятки последователей. «Никогда мы не будем братьями», – восклицает юная украинка. «Потому что ты мне – сестра», – снисходительно отвечает ей бородатый «москаль». «Если пишут, значит, не до конца озверели», – по просьбе «Фонтанки» исполнил роль рефери писатель Дмитрий Быков.

Киевская письменниця и московский поэт

Пока Киев оперирует словосочетанием «антитеррористическая операция», а юго-восток бунтует, в Сети открыли второй фронт – творческий. Начало положила 23-летняя жительница Киева Анастасия Дмитрук. Она начинающая поэтесса, или, по-украински, письменниця. Минутным видеороликом с декламацией стихотворения «Никогда мы не будем братьями» девушка выразила мнение о пропасти между россиянами и украинцами:

«Вас так много, а, жаль, безликие.

Вы огромные, мы – великие...

Воля – слово вам незнакомое.

Вы все с детства в цепи закованы…

У вас царь. У нас демократия.

Никогда мы не будем братьями».



Смотреть в новом окне с сайта youtube, пользователь Sia NIKO

По логике нескольких интервью Анастасии, стихотворение стало своеобразной эпитафией Советскому Союзу, рожденные в котором жаждут объединения с Россией, а молодое поколение – дети независимости, – наоборот, любит Украину по принципу «какая ни есть, но наша». И, собственно, как следует из выступлений Дмитрук, в этом и заключается основное противоречие. Накануне, 14 апреля, девушка давала интервью Громадскому телевидению на русском языке, а ведущий задавал вопросы на украинском. Письменниця понимала, но то ли от незнания, то ли показательно не переходила на мову.

62-летний поэт-москвич Леонид Корнилов, автор стихотворения «Я – русский», поддержал почин и дал ответ. Покровительственно-сочувственно-снисходительный:

«Если хочешь быть – будь «великою»,

Только дай сперва заслоню...

И за счастье твое, украинка,

Я пойду на твою войну...

Ты нашла во мне виноватого.

Я желаю тебе добра...

Никогда ты не станешь братом мне,

Потому что ты мне – сестра».


Смотреть в новом окне с сайта youtube, пользователь Luninizm

Писатель Герман Садулаев, автор книги «Я – чеченец», в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» дуэлянтов пригвоздил:

«Учуял фальшь в обоих стихотворениях. А я человек избалованный. Мне физически неприятно читать бездарные сочинения. Не по мне, когда политику пафосно переводят в поэтику. Литература подразумевает надмирность. Иначе – пропаганда».

Пафоса и впрямь не занимать. Дмитрук распространяет по соцсетям ссылки с упоминанием о себе («Интервью с девушкой, имя которой на устах у всего мира»), Корнилов избрал своим слоганом фразу «Ни за кого и ни с кем, кроме своей совести». Но примитивность форм и самолюбование авторам простили. Пожалуй, к лучшему, что в России и на Украине есть еще население, не избалованное поэзией. Заданную рифмовку поэтов-пионеров подхватили. В Интернете уже гуляют десятки стихотворных вариаций на тему братства или его отсутствия. Сочинительством занимаются студенты, пенсионеры, ремесленники, водители. Психуют, виноватят, припоминают, систематизируют, заманивают, запугивают, увещевают. В общем, творчески, без выстрелов и нецензурщины, с идеологической подоплекой, выясняют отношения.

Пишут, и хорошо

Поэзия и раньше помогала сосуществовать и даже дружить приверженцам полярных идей. Литературные параллели в первую очередь отнесли «Фонтанку» в 19-й век. Тон задавали не в пример более значимые и радикальные фигуры. Поэт Адам Мицкевич жил в 1820-х годах в Петербурге, открыто сочувствовал Польше, попавшей после Отечественной войны под контроль России, и выступал против империализма или, как было принято говорить, деспотизма. В 1830 году он пишет стихотворение «Моим друзьям-москалям», которое войдет в поэму «Дзяды» (1832), посвященную, в частности, попыткам Польши сохранить в 20-х годах национальные культуру и язык:

«...Когда же горечь слез прожгла мою отчизну

И в речь мою влилась – что может быть нелепей

Молчанья моего? Я кубок весь разбрызну:

Пусть разъедает желчь – не вас, но ваши цепи.

А если кто-нибудь из вас ответит бранью -

Что ж, вспомню лишний раз холуйства образ жуткий:

Несчастный пес цепной клыками руку ранит,

Решившую извлечь его из подлой будки».

Александр Пушкин, хоть и вольнодумец, но сторонник российской государственности и сильной власти, своим «Он между нами жил» 1834 года прошелся по своему хорошему товарищу со знакомым налетом сочувствия и покровительства:

«Наш мирный гость нам стал врагом – и ядом

Стихи свои, в угоду черни буйной,

Он напояет. Издали до нас

Доходит голос злобного поэта,

Знакомый голос!.. Боже! освяти

В нем сердце правдою твоей и миром,

И возврати ему…»

Мицкевича с этим стихотворением ознакомили в 1842 году, после смерти Пушкина, отрекомендовав как «Голос с того света». Полемика потеряла смысл, в отличие от нынешней.

Писатель и поэт, журналист Дмитрий Быков еще 18 марта после поездки в Харьков опубликовал в «Собеседнике» статью «Крымом не кончится». Правда, в отличие от коллеги Садулаева, к поэтическому диспуту отнесся положительно:

– Надеюсь до сих пор, что все-таки кровь большая не прольется, – сказал он корреспонденту «Фонтанки». – Я вообще не думаю, что все так уж бесповоротно. Мы обречены жить и разговаривать вместе. Появление текстов уже хорошо само по себе. Где можно писать стихи и вступать в поэтический диалог, там уже можно договариваться. Язык поэзии всегда освежает. Хорошие или плохие стихи, неважно. Важно, что люди пишут. Значит, они не до конца озверели.

Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру
Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор