Конституционный суд пришел к выводу, что положения федерального закона о признании НКО иностранными агентами, если они получают иностранное финансирование и занимаются политической деятельностью, не противоречат Основному закону страны. Вместе с тем суд посчитал, что штрафы за отказ регистрироваться в качестве иностранного агента противоречат Конституции, так как не позволяют назначить наказание ниже низшего предела.
Напомним, ранее российский омбудсмен Владимир Лукин, ряд некоммерческих организаций и группа граждан обратились с жалобой на положение существующего закона об НКО. Оно обязывает рад организаций регистрироваться в качестве иностранного агента, если они получают средства из иностранных источников и занимаются политической деятельностью. Кроме того, они оспаривали также и некоторые нормы Кодекса об административных правонарушениях.
Заявители указывают на расплывчатость понятия «политическая деятельность», из-за которой «ярлык иностранного агента можно навесить практически на любую общественную организацию». По их мнению, оспариваемые нормы не удовлетворяют требованиям юридической ясности и непротиворечивости, дискриминируют участников НКО, нарушают презумпцию невиновности, посягают на достоинство личности и обязывают свидетельствовать против самого себя.
В свою очередь, как говорится в ответе Генеральной прокуратуры на запрос КС, термины «политическая акция», «формирование общественного мнения», «государственная политика» определены в ряде федеральных законов и иных нормативных правовых актах, в связи с чем «проблем в их правоприменении не возникает».
Как отмечается в постановлении суда, «любые попытки обнаружить в словосочетании «иностранный агент» отрицательные контексты, опираясь на стереотипы советской эпохи, лишенный конституционно-правовых оснований». «Соответственно, оспариваемыми нормами не предполагается негативная оценка той или иной организации со стороны государства, а также не преследует цель дискредитации ее деятельности», – заявил председатель КС Валерий Зорькин.
Что касается штрафов, то, по мнению суда, предусмотренный в КоАП размер штрафов противоречит Конституции, так как не позволяет назначить наказание ниже низшего предела. Суд предписал законодателям это исправить и внести соответствующие изменения в Кодекс.