Для расчета алиментов индивидуальных предпринимателей, в том числе купивших патент или применяющих «вмененку», обязали вести специальный учет расходов. Такую методику исполнения самозанятыми бизнесменами «семейного долга» определили Министерство финансов России, Минтруда и Минобрнауки РФ.
По действующему законодательству при отсутствии соглашения между бывшими супругами алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом пропорционально доходам родителей. Например, на содержание одного ребенка отец или мать должны отдавать четверть заработка, двоих – треть и так далее. Однако доходом под предпринимателей чаще всего понимали его совокупную выручку, а не прибыль. Такая политика ставила бизнесменов в неравное положение с наемными работниками и часто вынуждала скрывать реальное материальное положение.
Поправки в правила расчетов алиментов, принятые правительством России в январе прошлого года, разрешили предпринимателям вычитать из доходов связанные с осуществлением бизнеса расходы. Однако это нововведение породило новые споры, так как постановление не определяла порядок учета и перечень признаваемых расходов.
Разъяснения федеральных ведомств позволяет использовать для расчета алиментов систему налогового учета – стандартные формы (книги), заполняемые предпринимателями. Также в соответствие с требованиями налогового законодательства должны определяться и расходы, которые считаются связанными с ведением деятельности.
В то же время большинство самозанятых бизнесменов Санкт-Петербурга не смогут воспользоваться такой методикой. Ведь купившие патент, уплачивающие единый налога на вмененный доход (ЕНВД – так называемая «вмененка») или применяющих упрошенную систему налогообложения по доходу не ведут учет расходов. Таким образом соответствующий расчет не смогут представить почти все предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, автоперевозки, оказывающие бытовые и иные услуги и так далее. В своих разъяснениях министерства указывают, что расходы таких бизнесмены в целях расчета алиментов определяются на основании первичных документов, но согласится ли рассматривающий семейное дело суд скрупулезно проверять сотни «бумажек» – пока не ясно.