18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
09:06 23.09.2018

В очередь к дарам

14 января в Петербург прибудут очередные православные святыни, перед которыми верующие смогут просить об исполнении желаний: Честные Дары волхвов младенцу Христу. В Москве православные стоят в очередях по 9-10 часов ради нескольких секунд перед ковчежцем. В Петербурге ждут такого же энтузиазма. Есть риск, что верующие и жаждущие чуда перекроют одну из главных магистралей города - Московский проспект. "Фонтанка" пыталась понять, как в XXI веке мы сохранили такую детскую веру в чудо.

В очередь к дарам

14 января в Петербург прибудут очередные православные святыни, перед которыми верующие смогут просить об исполнении желаний: Честные Дары волхвов младенцу Христу. В Москве, где они выставлены с Рождества, православные стоят в очередях по 9-10 часов ради нескольких секунд перед ковчежцем. В Петербурге ждут такого же энтузиазма. Есть риск, что верующие и жаждущие чуда перекроют на три дня одну из главных магистралей города – Московский проспект. "Фонтанка" пыталась понять, как в XXI веке мы сохранили такую детскую веру в чудо.

Золото, ладан и смирна, преподнесённые волхвами новорождённому младенцу Иисусу в Вифлееме 2013 лет назад, хранятся в Греции, в монастыре на Афонском полуострове. В Россию на пару недель для поклонения, как повелось в последнее время, их доставил один из многочисленных православных фондов. C 7 по 13 января ковчежец с дарами выставлен в храме Христа Спасителя в Москве. А с 14 до 17 числа, сообщает Санкт-Петербургская митрополия, он "будет пребывать в Воскресенском Новодевичьем монастыре на Московском проспекте, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери".

С этими дарами верующие связывают чудеса, передают рассказы о том, как дары избавляли монастыри, селения, города от огня, засухи, неурожая, вирусных инфекций, гусениц и прочих напастей. В последнее время, утверждают верующие, благодать от них особенно помогает исцелять умалишённых. В Москве за прошедшие 4 дня святыню посетили порядка 150 тысяч паломников. Как сообщает "Интерфакс-религия", в среднем в очереди приходится стоять по 9 часов.

Между храмом и автобусом

В Петербурге доступ верующих к святыням будет организован в течение шести с половиной часов 14 января – с 15.30 до 22 часов, потом два дня – с 6 утра до 10 вечера, а 17 января – только до полудня. Москвичам на поклонение отвели почти неделю – со дня Рождества до 13 числа, а в Петербурге верующие должны будут уложиться в общей сложности в три дня. При этом в митрополии считают, что поток желающих будет немногим меньше, чем в столице.

- Москва показала, что ажиотаж большой, поэтому мы ждём большого скопления людей, – говорит глава пресс-службы Санкт-Петербургской митрополии священник Алексей Волочков. – Поэтому перед оргкомитетом стоял вопрос: что сделать, чтобы всем было удобно и комфортно?

Два года назад, в октябре 2011-го, в Новодевичьем монастыре выставляли другую святыню – пояс Богородицы. Очередь из верующих протянулась к воротам монастыря от двух станций метро – "Фрунзенской" и "Московских ворот" – и создала серьезные неудобства для остальной части населения, особенно — для автомобилистов. Но теперь, уверяют организаторы, на Московском проспекте не будет давки, пробки и прочих неудобств.

- В оргкомитете участвуют работники профильных комитетов администрации, пожарные, сотрудники полиции, представители медицинских учреждений, поэтому всё проходит на самом хорошем уровне, – уверяет Алексей Волочков. – Цель очевидна: чтобы не было давки.

По вопросу о давке верующих вице-губернатор Василий Кичеджи, который возглавляет созданный штаб по организации поклонения, собрал в Смольном совещание. На нём разработали маршруты предполагаемых очередей. Их будет две: большая – для всех, а поменьше (как считают организаторы) – для людей с детьми и для тех, кто не может долго стоять по состоянию здоровья (предъявит справку).

Первый "хвост" будет выходить на Московский проспект не от метро, как в прошлый раз, а с Киевской улицы. Второй – с другой стороны, с Черниговской. Потоки будут вливаться на территорию Новодевичьего монастыря, там делать петлю и доходить до дверей храма. Войдя с южной стороны и поклонившись святыням, верующие пересекут церковь насквозь и выйдут с севера. На улице поставят дежурить 10 священников – для бесед, консультирования и проповедей в очереди. Отдельно представитель ГИБДД на совещании в Смольном просил передать пожелание православным автомобилистам: чтобы ехали за благодатью на метро, рядом – две станции, и не превращали проспект в парковку.

Новодевичий монастырь для экспозиции святынь выбрал, по словам Волочкова, оргкомитет. В митрополии согласны: это наилучшее место. С точки зрения ожидаемых очередей.

- Казанский собор – перед ним нет площади, там только газоны, то же самое – Исаакиевский собор, там негде стоять, – объясняет Александр Волочков. – Поэтому Новодевичий монастырь – наиболее удачный вариант.

Добавим, что если в Москве верующим повезло с погодой, то в Петербурге на выходных ожидается похолодание, а с начала будущей недели – морозы до -10 градусов. Организаторы поклонения обещают паломникам 20 автобусов "для обогрева".

Дары волхвов

Согласно евангельским рассказам, вскоре после рождения младенца Иисуса с Востока в Иудею пришли мудрецы, узнавшие о появлении на свет Мессии. И понесли новорождённому подарки. Вела их звезда в небе. Путь проходил через Иерусалим, где сидел царь Ирод. Волхвы простодушно поинтересовались у него, где искать младенца, потому что знали, что ребёнок – будущий царь Иудейский, и считали его родственником Ирода. Таким образом, мудрецы невольно спровоцировали будущее избиение младенцев. Ирод и сам хотел знать, где новорождённый, которого прочат ему в "преемники", поэтому ласково попросил волхвов: вы, дескать, как найдёте мальчика, не забудьте мне шепнуть. Однако ночью волхвам было откровение: помалкивать. Они нашли младенца, поклонились ему, сделали подарки и потихоньку ушли, ничего не сказав Ироду. И тогда обманутый царь решил не искать "нужного" ребёнка, а просто перебить всех младенцев в Вифлееме. От тех событий нам осталась не только эта трагическая история, но и приятная традиция делать подарки на Рождество.

Что же до даров, сделанных волхвами, то их, повторим, было три: золото, ладан и смирна (миро). Золото означало, что родился ребёнок царского рода. Ладан символизировал его божественное начало. Смирна говорила о том, что он всё-таки человек, то есть смертный, хотя смерть его и будет искупительной жертвой (миро употребляли для бальзамирования тел умерших).

Физически эти предметы – 28 небольших подвесок из золота и маленькие смоляные шарики (ладан и смирна – это смолы), 70 штук. Так их анонсирует Санкт-Петербургская митрополия. До IV века они хранились в Иерусалиме, потом их перенесли в Константинополь, а после его падения царица Мара, вдова турецкого султана, привезла их в Грецию, в монастырь Святого Павла у горы Афон. Монастырь этот, как сообщает пресс-служба Санкт-Петербургской митрополии, посвящён Божией Матери, но женщинам туда вход запрещён. И если мужчины теоретически могут съездить поклониться в Грецию, то для женщин уникальный шанс постоять в очереди часов 9-10 на морозце особенно важен.

Между верой и суеверием

Историк и богослов Александр Мусин полагает, что вряд ли верующие смогут поклониться подлинным дарам – тем самым, которые волхвы несли младенцу Христу в I веке нашей эры.

- В реальности тех даров, которые упомянуты в Евангелии, конечно, не стоит сомневаться, – уточняет Мусин. – Но они не сохранились. В церковной истории о них ничего не было известно на протяжении нескольких веков. Впервые упоминания о дарах появляются только в конце XV века в легенде афонских монастырей. К этой эпохе относится и ювелирное оформление святыни, выполненное в технике зерни и скани. То есть мы имеем дело не с подлинными предметами первого века, а с их неким подобием, некой иконой, которая возникла в течение церковной жизни.

От этого, впрочем, святыня не перестаёт быть святыней. Почитать иконы как "предметы, которые каким-то образом напоминают нам о далёких событиях", – это, по словам Мусина, для православных людей нормально. Однако он предлагает разделить поклонение святыням – и 9-часовые очереди к ним.

- Это некая манипуляция общественным сознанием, связанная с тем, что что-то "импортное" нам привезли – и мы тут же выстраиваемся в очередь, – говорит он. – За джинсами, за благодатью, ещё за чем-то. Это не имеет отношения к церковной жизни, это – элемент политики. Религиозная составляющая, с помощью которой пытаются воздействовать на общество. И социально-политическая составляющая, когда необходимо организовать большие объёмы человеческого материала, чтобы показать, что вот – церковь тоже способна вдохновлять людские массы.

Что же до людей, которые соглашаются в этом участвовать, стоя в очередях, то трудно сказать, чего в них больше – веры или суеверия.

- Отношение к иконам в русской православной истории постоянно балансирует на грани между верой и суеверием, – напоминает Александр Мусин. – Константинопольский патриарх Мефодий в IX веке сказал об этом: тот, кто не понимает разницы между образом и первообразом, между иконой и тем, что она изображает, христианином не является. Достаточно жёстко, но по существу верно.

Между Кашпировским и Кремниевой долиной

Психиатр Лев Щеглов, доктор медицинских наук, профессор видит в моде на поклонение святыням "признак состояния нашего общества".

- Это символично: взглянуть на псевдодары идут, увы, чаще всего, псевдорелигиозные люди, – считает он. – Я ни в коей мере не осуждаю тех, кто там стоит, и не даю никаких оценок. Но мне совершенно ясно, что большинство стоящих в этих многочасовых очередях к истинной вере отношения не имеет.

По мнению доктора, причину таких поклонений надо искать в социальной психологии и социальной психиатрии.

- Скорее всего, это определяется феноменом глубокой социальной и психологической неудовлетворённости, – полагает доктор. – Вот так же люди, разочарованные и запуганные научной медициной, направляют энергию на поиски астрологов, магов, волшебников, бабок и тому подобных.

Поклонение святыням как явление – не новое веяние именно нашего времени, нечто подобное происходило в самом конце 80-х – начале 90-х годов, когда в стране уже всё было зыбко и непрочно. Тогда моды на православие ещё не было, зато "волшебники", вроде Чумака или Кашпировского, заряжали чудотворно воду и исцеляли болезни прямо из телевизора.

- Безусловно, в этом много общего, – уверен доктор Щеглов. – Растерянный и даже несколько запуганный дичайшими законодательными инициативами человек всегда ищет какой-то опоры. Зрелые люди в зрелом обществе эту опору видят в своих близких, в своей семье, в следовании своим человеческим принципам. Незрелые люди в незрелом обществе ищут какого-то подобного божеству человека. Он может называться Кашпировским, Чумаком, губернатором, священнослужителем и так далее. Этот поиск – вечный.

Писатель и журналист Виктор Шендерович с грустью цитирует Станислава Ежи Леца.

- Он говорил, что у каждого века есть своё средневековье, – цитирует он. – Вот это – наше. Как и доктор, писатель не видит в очереди к святыням проявления большой веры.

- Это не кажется мне христианством, – говорит он. – Христианство – это, прежде всего, свод этических правил, которые совершили огромный прорыв в истории человечества, в этике человечества, в самом познании человека, в его представлении о правилах жизни, о приоритетах. А то, что мы наблюдаем сегодня и наблюдали с поясом Богородицы, имеет довольно малое отношение к идеям, за которые отдал жизнь две тысячи лет назад этот человек.

Повальная мода на святыни, по мнению Шендеровича, проявление не христианских, а совершенно других качеств.

- Это темнота, это невежество, необразованность, – считает он. – Маркс называл невежество демонической силой, которая послужит "причиной ещё многих трагедий". Страна, которая дала миру в ХХ веке лучшую математическую школу, которая дала Циолковского, Королёва, Ландау, у нас на глазах погружается в пучину средневековья. И это очень печально.

И понятно, по словам писателя, почему организаторы подобного рода мероприятий подпитывают всё это с таким энтузиазмом, поощряя очереди к поясам, мощам, дарам.

- Невежество – опора всякого тоталитарного режима, – объясняет Шендерович. – У обитателей Кремниевой долины не может быть ни очередей к языческим святыням, ни несменяемой власти. Это связанные вещи. Там, где Кремниевая долина, там регулярно и быстро меняется администрация. И там не может быть очередей к языческим святыням.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...