Российских автопроизводителей лишили льгот по уплате утилизационных сборов. Новый порядок, вступивший в силу с 1 января, должен увеличить взыскание «налога на автохлам» почти в четыре раза.
До сих пор автозаводы (в том числе так называемые сборочные производства) могли получить освобождение от уплаты утилизационного сбора, приняв на себя обязательство обеспечить сбор вышедших из строя транспортных средств и безопасное обращение с образовавшимися отходами. Для этого они должны были создать пункты приема «автохлама» в каждом субъекте Федерации и в городах с населением более 500 тысяч человек и проставлять в паспортах выпускаемых автомобилей соответствующие отметки.
Отмена такой льготы связана со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Соглашение с новыми партнерами предусматривает взимание утилизационных сборов со всех без исключения участников рынка, включая российских автопроизводителей. Кроме автозаводов льгот лишились импортеры, ввозившие транспортные средства с территорий стран – членов Таможенного союза или использующие режим «растаможки» через Особую экономическую зону в Калининградской области. Также вводится утилизационный сбор с шасси транспортных средств.
Постановление, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым в конце декабря, уточняет правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора. Например, крупные производители автомобилей, внесенные в специальный реестр, вправе претендовать на облегченный порядок с отсрочкой уплаты сбора на 45 дней. Права администратора утилизационного сбора в отношении импортных транспортных средств делегируются Федеральной таможенной службе, а контролировать уплату «налога на автохлам» с выпускаемой в России техники будет Федеральная налоговая служба.
По оценке Министерства промышленности и торговли России, благодаря введению нового порядка доходы федерального бюджета за счет взимания утилизационного сбора вырастут с 54 до 200 миллиардов рублей в год. Часть этих средств чиновники обещают направить на создание системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, в том числе на субсидирование создания соответствующих мощностей и инфраструктуры.
«Это будет способствовать становлению и развитию в России данной сферы деятельности и приведет к росту занятости населения в отрасли, а также благоприятно скажется на ситуации в областях безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды», – отмечают в пресс-службе правительства России.