18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
02:19 18.07.2018

Особое мнение / Жанна Зарецкая

все авторы
30.12.2013 12:09

Культурные итоги года: потери, приобретения и «казаки»

2013 год для петербургской культуры оказался рекордно событийным. Но перспективные назначения и громкие юбилеи омрачены, увы, невосполнимыми уходами. А выдающиеся события – отвратительными провокациями псевдоказаков, которых не останавливает даже то, что оскверняемые ими проекты не только поддержаны, но и инициированы городскими властями.

2013 год для петербургской культуры оказался рекордно событийным. Но перспективные назначения и громкие юбилеи омрачены, увы, невосполнимыми уходами. А выдающиеся события – отвратительными провокациями псевдоказаков, которых не останавливает даже то, что оскверняемые ими проекты не только поддержаны, но и инициированы городскими властями.

Начать надо с уходов, ибо они действительно ошеломили, заставили померкнуть многие достижения. Двух петербургских кинорежиссеров не стало почти одновременно, с разницей в три месяца, – и теперь уже практически невозможно спорить с тем, что Алексей Герман и Алексей Балабанов были первыми среди равных в отечественном кинематографе новейшего времени. С ними закончилась эпоха великого русского кино, готового высказываться о современности без страха и оглядки на власть.

И это, конечно, совпадение, но вполне закономерное: превозносимые, на мой взгляд, гораздо более заслуженного премьерные фильмы года - «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Легенда №17» Николая Лебедева, «Сталинград» Федора Бондарчука, отчасти снятый на «Ленфильме» и не оправдавший всеобщих ожиданий «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова - с однозначной ностальгией глядят в прошлое и делают ему бесконечные реверансы, человеческие и эстетические (какие бы события ни описывал сюжет, тоска по грандиозному – культурному, спортивному - прошлому не отпускает создателей).

Если все же заглядывать в будущее, то, конечно, хочется верить в нынешний «Ленфильм», чей «низкий старт» изрядно затянулся – по словам Бондарчука, из-за волокиты с переводом уже одобренного кредита. Во всяком случае, ставшая летом главным редактором легендарной киностудии Светлана Кармалита, сценарист, соавтор и вдова Алексея Германа, уверяет, что среди присылаемых на студию сценариев есть чрезвычайно талантливые, на которые можно сделать ставку.

С трагическими уходами отчасти примиряют два обнадеживающих назначения: Андрея Могучего – на пост худрука БДТ им. Г.А. Товстоногова, Вячеслава Полунина – на пост худрука Цирка на Фонтанке.

Обе персоны покоряют своей нескандальностью, безусловной творческой состоятельностью и очевидной способностью изменить ситуацию во вверенных им легендарных культурных институциях к лучшему. В результате и Большой драматический театр, и Цирк на Фонтанке, которые в последнее время находились в зоне забвения, немедленно попали в новостные топы, и прежде всего по художественному признаку (Полунину, правда, слегка подкузьмили защитники животных).

Между тем и Могучий, и Полунин пока что вынуждены заниматься не только творчеством, но и ремонтом. Однако рейтинг творческих ожиданий высок: Андрей Могучий в феврале покажет широкой публике свой первый спектакль в БДТ – «Алиса» с Алисой Фрейндлих и другими мастерами знаменитой труппы; Полунин уже инициировал рождественский проект «Золушка», впервые после отъезда за рубеж пригласив к сотрудничеству друзей юности мятежной – «Лицедеев». Историческое здание БДТ откроется после реставрации и ремонта в День города, 27 мая, предъявив зрителям не только великолепные интерьеры, но и обновленную сцену-трансформер.

Цирк, наоборот, в марте-апреле закроется на ремонт, однако, как мне сегодня подтвердили в Смольном, с Вячеславом Полуниным уже согласовано место, где он поставит свой небольшой шатер-лабораторию, – это Пионерская площадь перед ТЮЗом.

По счастью, 2013 год не отметился назначением Николая Цискаридзе на должность ректора. Но 2014 год этой беды, видимо, не минует. И даже не понятно, что для Вагановки лучше – мегаломания Валерия Гергиева, не раз говорившего о проекте объединения под единым началом Мариинки, Консерватории и Вагановской академии, или амбиции танцовщика, до сих пор не увлекавшегося педагогикой. Понятно, что между этими Сциллой и Харибдой академии безболезненно не проплыть.

Продление городскими властями еще на пять лет контракта с Владимиром Кехманом, генеральным директором Михайловского театра, назначением, конечно, не назовешь, но позитивным событием – определенно, да. Грядущий уход Начо Дуато, безусловно, станет проблемой для театра, но стоит подумать о том, что сам его приход в Михайловский на три с половиной года – уже свершившееся чудо, благодарить за которое стоит, конечно же, Кехмана. Как и за конкурс российских балетных школ «Гран-при», в этом году прошедший уже в пятый раз, и за дирижеров Василия Петренко и Михаила Татарникова. И за великого маэстро Даниэля Баренбойма, впервые выступившего в Петербурге в сентябре. А кстати, и за первую оперную премьеру в 2014 году – «Царскую невесту» Андрея Могучего, которую ожидают обе столицы.

Вообще, стоит признать, что после весьма скандального для города с реноме культурной столицы 2012 года 2013-й выглядит более-менее спокойным. Василий Панкратов, сменивший на посту председателя комитета по культуре неуживчивого Дмитрия Месхиева, вполне мог бы претендовать на титул Василия Тихого. Он умудряется ладить и со Смольным, и с культурным сообществом. Однако пока вопрос: насколько это затишье далеко от застоя?

Впрочем, иногда требуются даже не яркие инициативы и новые проекты, а элементарная оперативность в решении текущих проблем. Например, город так и не нашел помещение для Лаборатории молодой режиссуры ON.Театр, лишившийся по суду своего дома на Жуковского, 18, – именно эта организация, руководимая молодым менеджером Миленой Авимской, привечая режиссеров, делающих первые шаги по сцене, за четыре года существования заслужила Петербургу репутацию одной из стабильных кузниц молодой режиссуры для всей страны. Лаборатория вот-вот прекратит свое существование, если город не найдет для нее «шатер».

Конец года в культурном Петербурге выдался гораздо более бурным, чем начало. Один за другим прошли два отменных театральных фестиваля: «Балтийский дом», отличившийся намедни прямо-таки выдающейся программой, и «Зимний фестиваль» Льва Додина, инициированный лично вице-губернатором Василием Кичеджи и представивший премьеры самых значительных европейских режиссеров современности.

Однако и тот и другой форум омрачились событиями, плачевными для репутации Петербурга. Вынуждена констатировать, что любая зарубежная культурная акция, в которой мне приходится в последние два года принимать участие, сопровождается вопросами, связанными с «гомофобским», как он однозначно трактуется в Европе, законом. Даже те, кто уверен, что в России по улицам не ходят медведи, сомневаются, что в Петербурге полиция не бьет геев.

Но вот уже и дома, в Петербурге, мы получаем милоновские «дивиденды»: спектакль «Русские!» амстердамского театра «Тонелгруп» в рамках «Балтдома» и спектакль «Смерть в Венеции» берлинского Шаубюне завершились обращением артистов к публике с заявлением о том, что подобные законы недопустимы в современном мире. И оба раза публика (по большей части молодая) устроила стоячую овацию гостям. Это не говоря уже о том, что с приездом и того, и другого театра были связаны серьезные проблемы – выдающийся артист Йозеф Бирбихлер, играющий главную роль в «Смерти в Венеции» по новелле Томаса Манна, попросту отказался ехать даже и на фестиваль Додина, так что один известный московский критик, сотрудничающий с Шаубюне, вынужден был написать актеру личное письмо с подтверждением, что визит в Петербург не грозит опасностью, даже если сюжет классического произведения Томаса Манна – не реализованное чувство пожилого писателя к прекрасному тинейджеру.  

Выступлениями со сцены дело, впрочем, не завершилось. «Казаки» еще и расписали гнусными надписями стену МДТ – Театра Европы Льва Додина и разослали в прессу письмо из разряда кляуз. Сомневаюсь, что есть хоть один представитель российской культуры, который верит, что подобный грязный пуризм – дело рук подлинных фанатиков. Очевидно, что неадекватное законотворчество развязывает руки провокаторам. Но печальнее всего не это. В конце концов прав Глеб Жеглов: «Порядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». Если помните, эти слова адресованы как раз иностранцу, который возмущается по поводу едва не похищенной у его спутницы шубы.

Так вот нам до сих пор нечего ответить иностранным гостям – в том числе из культурной элиты. За прошедший год (2012-й, как известно, завершался проверкой прокуратуры выставки братьев Чэпменов в Эрмитаже – проверкой, инициированной все теми же «казаками») власти не только не нашли способа пресекать отвратительные выходки в отношении деятелей культуры, а как миленькие проводят проверки по наветам. Но не нашли и соответственно не наказали самих хулиганов! И тут Петербург даже опередил Москву – столица начала нас догонять вот только что, допустив бесчинства «православных активистов» на  спектакле «Идеальный муж», поставленном в жанре сатирического гротеска. Но боже мой, не требовать же от «православных активистов» знания о жанрах в сфере искусства.

В этом смысле чрезвычайно жаль, что господин президент в 2013 году почтил своим присутствием родной город по культурному поводу только дважды – ради выдающихся юбиляров: Валерия Гергиева и Юрия Темирканова. И не приехал, как вроде бы обещал, на Второй международный культурный форум, прошедший в городе в начале декабря. И не услышал из первых уст слова петербургских художников, которых по праву стоит титуловать главными спикерами года от культуры: я имею в виду кинорежиссера Александра Сокурова, заявившего, что идеология должна быть отделена от искусства, и театрального режиссера Льва Додина, потребовавшего законодательно закрепить свободу художественного творчества. Не стоит забывать, что следующий - третий - Международный культурный форум будет посвящен 250-летию Эрмитажа, который по такому случаю ожидает в гости крупнейшую биеннале современного искусства «Манифеста». Учитывая вкусы «казаков», еще год пускать на самотек рискованно.  

Собственно, именно Культурный форум проявил главный позитивный итог уходящего года – стремление художественной интеллигенции вступать в диалог друг с другом, договариваться и совместно решать те проблемы, которые нерешаемы по одиночке, но которые, учитывая исторический опыт, уже нельзя не решать.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.