Сейчас

-1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-1˚C

Пасмурно, Снег

Ощущается как -3

1 м/с, вос

752мм

89%

Подробнее

Пробки

1/10

Финская независимость как национальная идея

12

Реальной особенностью празднования нынешней годовщины декрета о независимости Финляндии, пожалуй, было желание сменить тональность, с которой всегда отмечалась эта дата в прошлом. Вроде даже не праздник получался, а поминки. Российский День Победы - это, хотя и со слезами на глазах, но все же праздник, не говоря уже о Дне России – никаких слез, сплошной праздник. А в свободной Финляндии уже 96 лет - грусть. Вот и созрело желание преобразовать эту дату в веселый праздник, как-никак, отмечается осуществление многовековой мечты о национальной самостоятельности. Мы предлагаем вспомнить о том, как в Российской империи выросло самостоятельное государство.

Финляндия почти 600 лет была окраиной шведского королевства, а в 1809 году, по итогам мирного договора России и Швеции, «на вечные времена» стала «Великим княжеством Российской империи», сохранив за собой значительные автономные права.

Ныне в знак глубокого уважения к императорам Александру I и Александру II практически в каждом финском городе есть Александровская улица (Aleksanterinkatu).

Любовь финнов Александр I (1809-1825) завоевал тем, что, преследуя в тот период в своей политике либеральные ценности, избрал Финляндию полигоном реформ. В 1809 году в городе Порвоо он провел первое отдельное сословное собрание Великого княжества, на котором провозгласил «возведение Финляндии в ранг нации», страна сохранила лютеранское вероисповедание, старую шведскую систему гражданского и уголовного права, а также густавианскую систему управления и вместе с тем свои центральные органы власти во главе с сенатом и сеймом в составе представителей четырех сословий.

Неплохую память о себе оставил и Николай Первый (1825-1855). При нем в Хельсинкском университете был открыт лекторат финского языка (1828), а позже профессура (1850), он не воспрепятствовал рождению Финского литературного общества в 1831 году. Император Николай I считается основателем города Ювяскюля, а город Вааса вообще носил его имя с 1855 по 1917 – Nikolaistad. В 1841 был основан первый в Финляндии Государственный механический завод, который и поныне здравствует под именем ProtoshopOy.

С теплым чувством финны также относятся к Александру II (1855-1881), при котором финский сейм стал собираться регулярно и предпринималось множество шагов, поднявших страну как национальное государство. Видный финский философ и политик того времени Юхан Снельманн (J.V.Snellman) про смерть Александра Второго писал: «Перо отказывается подчиняться. Сохранить спокойствие невозможно. В бурлящем сердце чувство горечи угрожает затмить скорбь. В России, во всяком случае народные массы, эти десятки миллионов ни на толику не представляют, что потеряли в Александре II. Что Финляндия в благородном, правдолюбивом, милосердном Великом князе Александре II потеряла, об этом в этой стране нет незнающих! Период его правления Финляндией будет представляться еще на многие поколения вперед днем света и счастья».

Масштабное строительство новой столицы, возведение оборонительных сооружений, строительство железной дороги, открытие в 1856 году Сайменского канала, развитие промышленности способствовали привлечению капитала и началу бурного развития страны. Этому способствовало также то, что, входя в состав Российской империи, финны имели возможность беспрепятственно реализовывать свою продукцию на необъятном российском рынке, что вызывало определенную зависть у русских купцов. Но в этот же период до России и Финляндии постепенно докатились волны последствий первого общеевропейского экономического и финансового кризиса 1857-1858 годов. Постепенно царский режим стал ужесточать контроль над финским обществом, стало высказываться недовольство из-за политической и экономической автономии Финляндии и ее прямых связей с третьими странами.

При Александре III и Николае II Россия предприняла попытки более прочно закрепить Финляндию в сфере своего влияния. Для проведения соответствующих мероприятий на должность генерал-губернатора в августе 1898 года был назначен генерал-адъютант Николай Бобриков. Он внес изменения в положение о статусе генерал-губернатора от 1812, практически подчинил себе всю власть и начал постепенно проводить политику русификации. Финнам было велено вести официальную переписку лишь по-русски, соблюдать обязательную воинскую повинность, служить в любых точках империи, вменялось распустить финские силовые структуры. Все это вызывало большой протест. Финны собрали более полумиллиона подписей под петицией к царю, но Николай II петицию проигнорировал, чем расколол политически активную часть населения на «младофиннов» (ратовавших за возращение былых привилегий) и «старофиннов» (готовых смириться ради личных льгот и карьеры с любой «русификацией»). Годы правления Бобрикова вошли в историю Финляндии как «годы угнетения» и закончились 3 июня 1904 года, когда генерал-губернатора расстрелял родившийся в Харькове сын подполковника Вальдемара Шаумана, чиновник школьного управления Еуген Шауман (Eugen Schauman).

Покушение на Бобрикова практически совпало с нарастающим общим политическим кризисом в России, революцией 1905 года, поражением в войне с Японией, что, в конце концов, заставило царя изменить политику не только в России, но и по отношению к Финляндии. В Финляндии четырехсословный сейм в 1906 году заменили на однопалатный парламент. Финляндия первой в Европе предоставила право голоса женщинам. Однако задуманные парламентом реформы не были осуществлены, так как их отказывалось ратифицировать правительство России и царь. Это вело к росту антироссийских настроений в обществе. Генерал-губернатору Франц-Альберт Александровичу Зейну (FranzAlbertSeyn) было поручено подавить революционную деятельность финнов и русских.

С 1909 по 1917 Ф-А.А. Зейн трижды распускал финский парламент, ввел жандармский контроль за деятельностью финской полиции, активно боролся с финскими и российскими революционерами. Деятельность Зейна характеризовалась массовыми репрессиями. Это был «Второй период угнетения», который продлился до 1917.

После отречения царя от престола Временное правительство во главе с эсером Александром Керенским оставило за собой все права по отношению к Финляндии, которые раньше принадлежали царю. Свое намерение о сохранении в Финляндии в рамках границ России Керенский подтверждал неоднократно. Этим пренебрежительным отношением к достигнутым правам финнов он еще больше оттолкнул их от идеи существования в составе новой страны.

Октябрьская революция 1917 сразу избавила Финляндию от соблюдения решений Временного правительства насчет ликвидации ее автономных прав. Программное требование большевиков о признании права наций на самоопределение стало официальной политикой Советской России. Финляндия провозгласила независимость 6 декабря, в конце декабря привезли обращение к «Российскому правительству» о признании независимости. 31 декабря Ленин с народными комиссарами подписал Документ о признании государственной независимости Финляндской Республики.

Бывший в то время наркомом юстиции России Исаа?к Ште?йнберг в своих воспоминаниях рассказывает: «Мы встали один за другим и с чувством особого удовлетворения подписали признание независимости Финляндии... в мире стало одной исторической несправедливостью меньше».

В 1918-1919 годах Финляндия, несмотря на колоссальное давление со стороны Антанты, не вступила в войну против Советской России, хотя, как говорил Ленин, это могло бы решить «судьбу Петрограда в пользу наших врагов, в кратчайший срок и с ничтожными жертвами».

Устояв против давления Атланты и не вступив в войну с Советским Союзом в 1918-1919, правящие круги Финляндии вскоре позволили втянуть себя в различные антисоветские авантюры. В свою очередь, в советской России тоже с сожалением отметили поражение красных в финской гражданской войне, тезис об эскалации мировой революции не состоялся. Сама по себе короткая (с 27 января по 16 мая 1918), финская гражданская война надолго оставила глубокий след в обществе. Эта война унесла более 37 тысяч жизней, из которых более 75 процентов были красногвардейцы, погибшие в боях и расстрелянные в лагерях пленных.

Некоторые склонны называть финскую гражданскую войну «освободительной», имея в виду, что вывод русских войск с территории Финляндии обеспечивал политическую независимость страны. Поэтому часть историков считает, что освободительная война закончилась в 1920 году заключением Тартуского мира. После подписания этого договора были осуществлены реформы, которые откладывались из-за политической обстановки. В частности, как это ни звучит парадоксально, стабилизации общества в начале 1920 годов буржуазное правительство Финляндии добилось, претворив в жизнь большевистские обещания по земле. Реформа коснулась обеспечения землей безземельных крестьян и самостоятельностью крестьян-арендаторов. Был принят закон по урегулированию положения шведского и финского языков, принят закон об автономии Аландского архипелага. Одновременно амнистированы и помилованы руководители красных. Уже на выборах 1926 года Социал-демократическая партия, которая представляла проигравшую в войне сторону, приняла участие в парламентских выборах и получила большинство депутатских мандатов.

Зимняя война 1939-1940 годов оказалась исключительно кровопролитной. СССР выполнил первоочередную задачу, отодвинул границу от Ленинграда, но победа досталась дорогой ценой. Правда, против ожиданий, покорять страну не стали. И в 1944 Финляндии не предъявлялось требование о безоговорочной капитуляции. Хотя она, будучи союзницей Германии, оказалась в положении побежденной. В страну не вводились оккупационные войска держав победительниц. Условия соглашения о перемирии с Финляндией казались столь мягкими, что нуждались в разъяснении их советским гражданам. Журнал «Война и рабочий класс» в 1944 году писал: «Требовать большего с Финляндии было бы нецелесообразно, потому что это скорее затруднило бы, чем облегчило установление с нею добрососедских отношений в интересах прочного мира. А Советский Союз заинтересован в прочных мирных отношениях с соседними странами, и поэтому дальновидная советская политика не может не стремиться к установлению таких отношений также и с Финляндией».

Когда столь ясно и определенно формулировались цели советской политики, в Финляндии проходил сложный процесс выбора внешнеполитического пути. Выступая по радио через несколько дней после подписания соглашения о перемирии 1944 года, видный финский политик Урхо Кекконен заявил: «Центральной проблемой, вытекающей из нашего нового положения, является проблема устранения того недоверия, которое существует между Финляндией и Советским Союзом… Поскольку со стороны Советского Союза были действительные причины не доверять нам, необходимо своими делами заслужить это нужное нам доверие».

Вся послевоенная история показала плодотворность и взаимовыгодность добрососедских отношений между Советским Союзом и Финляндией, между Российской Федерацией и Финляндией, в основе которых лежит незыблемое право на независимость и невмешательство во внутренние дела. Как только кто-то умышленно или ненароком забывает об этом, то в воздухе появляется холодок, который ни к чему хорошему не приводит.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close