Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 4

1 м/с, вос

763мм

63%

Подробнее

Пробки

2/10

Новые горизонты для «сбитых летчиков»

2925

Украинская политика взорвалась очередным Майданом в выходные, и сейчас журналисты с политологами обсуждают её. А на предшествующей событиям в Киеве неделе обсуждали статью Валерия Панюшкина «Сбитый летчик». Статья и революция, конечно, явления разного масштаба, но если статья знаковая и про судьбу самих журналистов с политологами, а революция в соседней стране, в «Фейсбуке» это их почти уравнивает.     

«Сбитый летчик» - самый распространенный в современной России социальный статус для гуманитариев, - утверждает Панюшкин. Так он с подачи писателя Александра Кабакова называет людей, еще недавно серьёзно влиявших на страну, а сегодня потерявших влияние и прозябающих каждый в своём болоте. Особенно политиков зацепил вывод, что «сбитые летчики» напрасно ждут перемен во власти, отстранившей их от штурвалов, и полететь им уже не судьба.

Среди моих знакомых специалистов околополитических гуманитарных профессий, и в самом деле, преобладают отставники. Нет, это отнюдь не «лузеры» ни по складу характера, ни по уровню доходов. Каждый где-то при деле, ведёт проекты или кампании, исследует, публикуется, преподаёт. Но просто каждый за последние пару лет сделал шаг или несколько вниз по лестнице от собственного уровня в «нулевые».

Главным регулятором любого рынка, главным покупателем на нём в России является государство. И причину кризиса на рынке услуг образованного класса, конечно, следует искать в политике власти. В «нулевые» между властью и образованным классом существовал неписанный контракт «дело в обмен на непротиводействие». Власть через своих многочисленных проводников обеспечивала «городских умников» хорошей работой, а в ответ требовала немногого. Её дозволялось не любить и даже умеренно фрондировать. Нельзя было только действенно способствовать её свержению, звать народ на баррикады.

Так возник целый класс людей, которые работали на власть, но при этом её не любили. Среди них было много таких, кто даже не подозревал, что работает на власть. Многие в жарких спорах грозились немедленно бросить дело, если вскроется «позорный факт» его финансирования Кремлём. И все они работали на Кремль.       

Потом случилась «Снежная революция», и власть контракт разорвала. Точнее, она сочла, что неписанный контракт разорвал сам образованный класс, много лет кормившийся от кремлёвских щедрот, но все же перешедший к практическим попыткам окружения и захвата Кремля. Дальнейшего смысла кормить «предателя» власть больше не видела. Он был наказан, или в военно-воздушной терминологии «сбит». Многочисленные СМИ, фонды, аналитические центры и общественные движения позакрывали. Куратора всего этого пансиона и идеолога политики прикармливания «умников» Суркова уволили.       

Большую часть денег, прежде тратившихся на убеждение людей, теперь тратят на их принуждение. Вместо финансирования СМИ и общественных движений власть покупает квартиры ОМОНовцам. Оставшиеся крохи достались новым героям кремлёвской политики, цельным, как Железняк. Или как Милонов, Кургинян, Трапезников, краснодарская бабушка в красной шапочке, кричащая в «Ютубе», что «Навальный – очень плохой человек, и его нужно выслать в США». Убеждение было признано неэффективным, сомнения – преступными. По новому неписанному контракту, платить Кремль готов только тем, кто изображает безусловную убежденность.

В тот самый момент, когда наш креативный класс, потерявший главного заказчика, с подачи Панюшкина печально дискутировал, суждено ли однажды вернуться сытым временам, и случился Майдан. И тут все «сбитые летчики» разом отключили компьютеры от домашних розеток и улетели в Киев. А там – настоящая политическая конкуренция, непредсказуемость дня вместо десятилетия, жизнь. Едва вдохнув свежего воздуха после отечественного затхлого, мгновенно ожили профессиональные таланты, пошел потоком качественный продукт: репортажи, аналитика, пропаганда.

Глядя на этот ренессанс, кремлёвским модераторам стоит крепко задуматься. С вторжением Кремля в политику Украины, с оформлением имперских амбиций России на постсоветском пространстве возникает новая основа для компромисса между российской властью и образованным классом. В нынешнюю российскую реальность «умники» не вписываются. Сидят – нудят, подтачивают духовные скрепы. Власть многократно посылала им сигнал: «Уезжайте!». Выслала бы принудительно на новом «философском пароходе» или пересажала, но имиджевые издержки не позволяют. «Умники» и сами были бы рады уехать, но куда и зачем?

Авторитарная власть и образованный политический класс не могут ужиться в одной стране, но у них есть отличная возможность договориться о взаимовыгодном расставании. Для этого Кремлю нужно заново построить сеть околополитических структур и взять «сбитых летчиков» на довольствие, только теперь не в России, а за рубежом. Пусть разъезжаются по Таможенному союзу как имперские агенты влияния, лояльные и оппозиционные, тайные и явные, осознанные и используемые вслепую. Пусть взмывают в небо крутить свои петли, как им мечтается, и улетают к новым горизонтам, на запасные аэродромы. Благо, что за постсоветское направление в Кремле теперь отвечает тот же Сурков, который раньше кормил всех этих «летчиков» внутри страны.   

Валерий Федотов

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора
все статьи автора

Станьте автором колонки

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close