Налоговый кодекс России является слишком «объемным и с трудом применимым документом», применять его без судебной практики невозможно. С такой оценкой сегодня в Петербурге выступил глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов.
Ее он озвучил в докладе на конференции о налоговом праве, которая проводится сегодня на юрфаке СПбГУ.
«Кодекс не должен быть инструкцией по налогообложению, он должен содержать общие нормы, которые развиваются в инструкциях (исполнительной власти – прим. ред.)», – описал Иванов идеальную ситуацию, не соблюденную, с его точки зрения, в России. В результате, по мнению главы ВАС, налогоплательщики находятся в режиме «двухзвенного регулирования».
«С одной стороны, есть Налоговый кодекс, содержащий ряд правил, зачастую противоречащих друг другу. С другой – сложившаяся судебная практика. Эта ситуация не вполне соответствует особенностям континентальной системы права», – подчеркнул Иванов.
Впрочем, менять структуру налогового регулирования в ближайшее время все-таки не стоит, считает он: «Раньше я думал по-другому, но теперь пришел к выводу: возможно, сейчас лучше пойти по пути большей систематизации практики, выработать обобщения, сводные рекомендации по налоговым делам».
Иванов также раскритиковал неторопливость законодателей, которые не спешат вносить изменения в Налоговый кодекс. «Уже много лет действует постановление о неосновательном обогащении, но никто не удосуживается утвердить соответствующие поправки в закон, – посетовал руководитель Высшего арбитража. – Вместе с тем, когда нужно срочно провести проект о взимании налога при продаже второй квартиры, это проводится быстро, хотя документ является довольно сырым».
Антон Иванов напомнил и о распространенной практике, когда текст Налогового кодекса к ужасу бизнеса меняется «в третьем чтении 28 декабря». «Как говорят наши законодатели, “на паровозике” приходят коррективы, которые надо срочно ввести в действие», – с долей иронии высказался председатель ВАС.
С его точки зрения, Россия в перспективе должна перейти к английской системе регулирования, когда потенциальные налоговые изменения обнародуются в начале года, и у хозяйствующих субъектов есть время, чтобы с ними ознакомиться.