Следователь Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу предъявил гражданке Китая Син Чжэньли обвинение в совершении двух эпизодов преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Это произошло после того, как прокуратура вернула Следственному комитету это дело для устранения процессуальных недостатков, выявленных Красногвардейским районным судом Петербурга.
Напомним, в июле 2013 года Красногвардейский районный суд вернул прокурору данное уголовное дело – это случилось по ходатайству участвующих в деле адвокатов подсудимых Андрея Березуна и Андрея Ермилова после почти полугода судебного заседания. Более того, возврат дела прокурору произошёл практически за день-два до того момента, как председательствующая на процессе председатель Красногвардейского районного суда Елена Волкова должна была объявить об окончании судебного следствия и начале прений.
Причина, из-за которой в деле «Харбина» произошёл столь неожиданный поворот, оказалась исключительно традиционно-российской – разгильдяйство. Выяснилось, что обвинительное заключение было переведено на китайский язык недобросовестно – судя по всему, путём автоматизированного программного перевода, причём, видимо, с использованием какой-то отсталой программы. В результате в обвинительном заключении после перевода на китайский язык оказались иероглифы, которые не используются в китайском языке с 1956 года. А перевод обвинительного заключения на китайский язык был необходим в связи с тем, что одна из подсудимых – гражданка Китая совладелица ООО «Сянхэ» (которому принадлежит взорвавшийся ресторан) Син Чжэньли.
Фактически, в этом деле ничего не изменилось, кроме перевода документов на китайский язык – теперь они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к современному китайскому языку. Но закон требует в таких ситуациях полного соблюдения формальностей – фигурантам дела должны быть заново предъявлены обвинения, после чего они заново ознакомятся с материалами дела, которое будет заново направлено прокурору и снова в суд. Кроме того, в ближайшее время по второму кругу должно быть предъявлено обвинение второй фигурантке этого дела - заместителю генерального директора ООО «Сянхэ» (владеет рестораном) Наталье Фёдоровой.
Напомним, взрыв в ресторане «Харбин», расположенном на первом этаже дома №2 на Среднеохтинском проспекте, прозвучал утром 2 марта 2012 года. Он был настолько силён, что оказались поврежденными квартиры, расположенные в том же доме в непосредственной близости от ресторана. В результате взрыва серьезные травмы и ожоги получили около 10 человек, трое из них умерли в больнице. В рамках данного дела правоохранительные органы предъявили претензии двум женщинам: заместителю генерального директора ООО «Сянхэ» (владеет рестораном) Наталье Фёдоровой и учредителю этого ООО гражданке Китая Син Чжэньли.
Обеим женщинам были инкриминированы два эпизода преступления, предусмотренного частью 1 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). Эти эпизоды охватывают периоды с февраля 2009 года по август 2011-го и 1 марта 2012 года в период с 16 до 23 часов соответственно. Наталье Фёдоровой ещё и предъявлено обвинение по части 3 статьи 219 УК РФ («Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).