Крупнейшие страховые компании не видят проблем в выплате возмещений за разбитые в ДТП автомобили из-за нового административного регламента регистрации автомототранспортных средств, вступившего в силу с 15 октября.
По общим принципам страхования каско, в случае, когда восстановление автомобиля признано нецелесообразным, владелец вправе получить его полную оценочную стоимость. При этом сами остатки переходят в распоряжение страховщика, который может использовать их по собственному усмотрению (некоторые компании имеют даже специальные сайты или разделы по реализации годных остатков). А поскольку по ранее действующей процедуре для перехода права собственности на транспортное средство прежний владелец должен был снять его с учета, такие действия большинством страховых компаний признавались как условие получения выплаты и прописывались в договорах (правилах).
Новый административный регламент полностью поменял порядок регистрационного учета «четырехколесных друзей». Теперь любые сделки проходят путем внесения изменений в сведения о владельце, а снятие с учета допускается только в случае утилизации машины или вывоза ее за границу на «постоянное жительство».
По данным Ассоциации по защите прав автострахователей, многие компании стали злоупотреблять нормами административного регламента и использовать образовавшуюся «правовую дыру» как повод не выплачивать возмещение. Ведь клиент не может без утилизации снять автомобиль с учета, равно как и сдать на уничтожение без согласия страховщика. Во всех случаях он не получает выплаты, причем на формально прописанных в действующих договорах основаниях.
Однако опрошенные журналистом «Водителя Петербурга» компании утверждают, что «перестроились» под новые правила и выплачивают возмещение. «После введения регламента мы изменили бизнес-процессы: теперь при полной гибели снимать транспортное средство с учета нет необходимости», – говорит глава дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Схожего мнения придерживается и руководитель управления урегулирования убытков Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Александр Жогин: «Мы учли нововведения в законодательстве, внесли изменения в регламент выплат и для получения возмещения по каско не просим снимать автомобиль с учета. Достаточно передать транспортное средство «на номерах», после чего клиент получает выплату».
По словам одного из участников рынка, ситуация для самих страховщиков остается неясной. Например, без внесения соответствующих изменений в данные ГИБДД законный владелец «остатков» не может продать исправные двигатели или иные номерные агрегаты. «Формально покупать автомобиль также затруднительно: ставить его на баланс страховой компании экономически нецелесообразно, да и не факт, что инспекция согласится перерегистрировать на правах транспортного средства «мешок гаек», – поясняет страховщик.
Справка
Общий сборы работающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области страховых компаний по каско за первую половину 2013 года оцениваются в 12,8 млрд рублей, выплаты – в 9,3 млрд, уровень выплат – 72,3 процента.