0

Смольный выкупает грузовой терминал Пулково

Смольный отказался от планов продавать свою долю в грузовом терминале аэропорта Пулково и теперь вместо этого намерен увеличить ее с 40% до 60%. Как стало известно «Фонтанке», продавцом 20% акций выступает компания, связанная со структурами предпринимателя Дмитрия Михальченко. Сумма сделки — 110 млн рублей. Эти планы могут быть связаны, возможно, с имеющими место разногласиями между Смольным и французскими акционерами.

ПоделитьсяПоделиться

Смольный отказался от планов продавать свою долю в грузовом терминале аэропорта Пулково и теперь вместо этого намерен увеличить ее с 40% до 60%. Как стало известно «Фонтанке», продавцом 20% акций выступает компания, связанная со структурами предпринимателя Дмитрия Михальченко. Сумма сделки — 110 млн рублей.

Эти планы могут быть связаны, возможно, с имеющими место разногласиями между Смольным и французскими акционерами. В то же время сделку можно рассматривать и как путь по реабилитации предприятия, грузооборот которого снизился в кризис на 30%.
 
Сейчас акции ЗАО «Грузовой терминал Пулково» принадлежат городскому ОАО «Аэропорт Пулково» (40%), французской фирме Servisair SAS (40%) и ООО «Ленстройжилсервис СПб» (20%). Летом 2013 года аэропорт опубликовал годовой отчет за 2012 год, в котором доля в терминале признается непрофильным активом, который должен быть «продан третьему лицу по рыночной стоимости с соблюдением права преимущественной покупки другими акционерами». Тогда наиболее вероятным покупателем называли компанию Servisair SAS, которой принадлежит 44% акций ОАО «Аэропорт Москва».

Однако, как стало известно «Фонтанке», на данный момент совет директоров ОАО «Аэропорт Пулково» отказался от планов продавать свою долю в терминале. Более того, теперь совет директоров аэропорта, возглавляемый главой комитета по инвестициям Ириной Бабюк, планирует увеличить ее до 60% за счет покупки 14 027 обыкновенных акций (20%) у ООО «Ленстройжилсервис СПб». Эту информацию подтвердили в Смольном, пояснив, что покупка акций планируется «с целью повышения эффективности управления предприятием». Гендиректор ОАО «Аэропорт Пулково» Ростислав Чернышев в письме «Фонтанке» от комментариев воздержался, сославшись на «коммерческую тайну».

ООО «Ленстройжилсервис СПб», по данным СПАРК, принадлежит ООО «Страховой брокер «Гарант» (в прошлом эта компания называлась «Логистический центр «Феникс»). «Гарант» принадлежит Владиславу Степанову и Денису Холоднову. Возглавляет компанию Мария Таирова, гендиректор ООО «Единый центр документов», которое входит в холдинговую компанию «Форум» Дмитрия Михальченко. До недавнего времени совладельцем «Ленстройжилсервиса» выступало ООО «Феникс», которое строит порт в Бронке (фирма через ХК «Форум» также входит в бизнес-группу Дмитрия Михальченко). Телефон «Ленстройжилсервиса» совпадает с телефоном холдинговой компании «Форум».

Оценку 20% акций по заказу ОАО «Аэропорт Пулково» проводила компания «Аверс». Сейчас экспертизу этой оценки проводит ГУИОН. Стоимость, в которую оценили акции, эти организации не раскрывают, однако, как выяснила «Фонтанка», она составляет 100 - 110 млн рублей. В проекте бюджета на 2014 год деньги на выкуп акций не предусмотрены. Не исключено, что соответствующая строка появится в документе после того, как экспертиза будет завершена.

Грузовой терминал Пулково считается одним из крупнейших в России и единственным на Северо-Западе грузовым авиационным терминальным комплексом. На нем обрабатываются грузы, которые ввозят и вывозят из Петербурга российские и иностранные компании. Также предприятие оказывает транспортно-экспедиторские и складские услуги. По данным ОАО «Аэропорт Пулково», территория терминала составляет 4,7 га, производственная площадь — 12 тыс. кв. м. Около 6 тыс. кв. м занимают склады и область приема-выдачи груза. На терминале работают около 250 человек.

Мощность терминала оценивается в 30 тыс. тонн грузов и почты в год. После кризиса 2008 года грузооборот, достигавший к тому времени 30 тыс. тонн, снизился на 30%, что, как говорится в отчетности терминала, «соответствовало общеотраслевым тенденциям». Только в 2010 году терминал снова начал наращивать грузооборот. За первое полугодие 2013 года терминал обработал 14 тыс. тонн грузов, что на 2% больше аналогичного периода прошлого года. Летом в компании отмечали снижение количества перевозок по российским и чартерным линиям и резкий рост обработки товаров, которые отправляют зарубежные авиакомпании. Товары в основном везут на попутных пассажирских самолетах, меньшую долю в объеме перевозок составляют товарные авиарейсы.

Шесть лет назад Смольный объявлял о планах по строительству к 2010 - 2012 годам второй и третьей очередей терминала, что позволило бы увеличить его мощность до 90 тыс. тонн. Судя по отчетам терминала последних годов, мощность терминала с 30 тыс. тонн не увеличилась, соответственно этим планам так и не суждено было сбыться. Более подробную информацию сейчас готовят сотрудники предприятия.

Годовой оборот терминала в последние годы держится на уровне почти 500 млн рублей. Выручка в 2010 году составила 418 млн, в 2011-м — 527 млн, в 2012-м — 490 млн рублей. Чистая прибыль в 2010 году составила 71 млн, в следующем — 83 млн, в 2012-м — 60 млн рублей. Основными кредиторами терминала в последние годы были ОАО «Аэропорт Пулково» (заем в размере 19,6 млн рублей), Европейский банк реконструкции и развития ($8 млн) и Servisair GmbH ($1,7 млн). Срок погашения долгов истек в 2012 году, задолженностей ни по одному из них нет.

Наблюдатели считают план Смольного логичным и естественным. «Увеличение доли в терминале можно объяснить общей тенденцией, согласно которой город становится владельцем всей инфраструктуры аэропорта. Так, например, недавно в собственность ОАО «Аэропорт Пулково» передали взлетно-посадочные полосы, которые ранее находились в федеральной собственности. Теперь сборы с авиакомпаний за взлет и посадку собирает аэропорт, а не Росавиация», — считает бывший председатель КТТП и глава совета директоров ООО «Дорн» Андрей Карпов.

По словам Андрея Карпова, в Европе считается нормальным, когда правительство городов, в которых расположен аэропорт, полностью его контролирует. В Гамбурге, к примеру, город полностью владеет аэропортом, а частные компании допускают в него лишь как операторов. «Очень бы хотелось, чтобы эта модель распространилась и на водные порты. Причалы Большого порта Санкт-Петербурга принадлежат Росморпорту. Землей и гидротехническими сооружениями должен владеть Петербург, — считает он. — Частные фирмы могут брать их в аренду и строить там, например, терминалы по перевалке товаров».

Существует и другое объяснение планов Смольного. Выкуп акций может быть связан со скрытым конфликтом между основными владельцами терминала («Аэропорт Пулково» и Servisair SAS), считает глава департамента оценки и финансового моделирования Financial Consulting Group Андрей Фильков. В то же время увеличение доли правительства до контрольного пакета может быть выгодно ООО «Воздушные ворота Северной столицы», считает он. ВВСС принадлежит «ВТБ Капитал», немецкому авиаоператору Fraport AG и греческой группе Copelouzos. Компания является оператором аэропорта и одной из сторон в соглашении о создании, реконструкции и эксплуатации на основе ГЧП объектов аэропорта (Банк ВТБ, кстати, ранее владел акциями терминала). На эти цели в проекте бюджета на 2014 год предусмотрено 300 млн рублей.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...