Чиновники ограничили возможность использования дистанционных технологий при подготовке специалистов по ряду направлений. Такой перечень разработало министерство образования и науки России.
Действующий с 1 сентября этого года новый федеральный закон об образовании регламентирует применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Их реализация считается приоритетной и может использоваться даже для обучения специалистов по профессиям, связанным с государственной тайной. В то же время профильному ведомству (Минобрнауки) делегировано право определять профессии, подготовка по которым с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не допускается.
В составленный чиновниками список включено почти полторы сотни направлений. Большинство из них связано с естественными науками – физикой, биологией, информатикой и информационной безопасностью, радиотехникой и приборостроением, электроэнергетикой, ядерной физикой и технологиями, корабельным вооружением, ракетными комплексами и космонавтикой, авиастроением, судовождением, металлургией, горным делом, агрономией и так далее. Не могут учиться «через Интернет» переводчики, педагоги и кадровики. Ограничена дистанционная подготовка кадров для государственной службы – специалистов по таможенному делу, экономической безопасности, международным отношениям, правоохранительной деятельности и правовому обеспечению национальной безопасности, психологии служебной деятельности и судебной экспертизе.
В то же время чиновники Минобрнауки не запрещают исключительно «электронное обучение» медиков, инженеров-строителей и иных, связанных с повышенной ответственностью, специалистов.
Напомним, что дистанционное обучение предусматривает предоставление учащемуся и преподавательскому составу доступа к специальному комплексу, включающему учебные планы, предметные учебники, практические пособия, тестовые материалы, методические рекомендации, средства организации самоконтроля и иные материалы.
По действующим правилам, реализующие дистанционные технологии вузы вправе c использованием электронной подписи вести внутренний документооборот и даже фиксировать результаты образовательного процесса, однако сведения об итоговой и государственной аттестации и личных документах студентов должны сохраняться и на бумажном носителе.