Федеральная миграционная служба должна предупреждать работодателей об ожидаемых проверках или доказать иное. К такому выводу пришел Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В ходе проведенной в ООО «Узбекистан СПБ-2» инспекции сотрудники миграционного ведомства обнаружили 20-летнего работника – гражданина Таджикистана, уведомление о прибытии которого не было представлено в установленном порядке. За такое нарушение Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УФМС) наложило на компанию административный штраф в размере 400 тысяч рублей.
Не отрицая факта трудовых отношений с иностранным сотрудником, его прибытия на территорию России и самого нарушения, юристы ООО «Узбекистан СПБ-2» оспорили вынесенное постановление об административном правонарушении. Компания ссылалась на допущенные УФМС процессуальные нарушения при проведении проверки. Ведь по действующему законодательству контрольные мероприятия должны проводиться при условии заблаговременного уведомления надзорным органом. Внеплановые проверки могут организовываться только при причинении вреда жизни или здоровью граждан, безопасности государства и так далее, возникновении чрезвычайных ситуаций, угрозе таких инцидентов, а также по жалобам на нарушения прав потребителей. Ничего из перечисленного не могло быть поводом для визита УФМС в ООО «Узбекистан СПБ-2». В то же время закон допускает исключение и разрешает проведение внеплановых проверок миграционного законодательства без предупреждения, если в ходе проводимого ФМС мониторинга выявлены факты возможных нарушений со стороны работодателей, принимающей стороны или иных лиц. Также можно не уведомлять потенциального нарушителя, если сведения о нем поступили от других ведомств, частных лиц, организаций, из публикаций средств массовой информации и иных источников.
«Наличие оснований для проведения внеплановой проверки... не подтверждено представленными в материалах дела доказательствами. Иных особенностей проведения внеплановых проверок в части уведомления об их проведении при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере миграции закон... не устанавливает», – констатировала судья Елена Синицина. Поскольку проверка проводилась незаконно, полученные доказательства арбитраж признал ненадлежащими и освободил ООО «Узбекистан СПБ-2» от административной ответственности. По данным арбитражного суда, УФМС пока не обжаловала вынесенное решение, а в пресс-службе миграционного ведомства сочли невозможным комментировать прецедентные выводы служителей Фемиды.
Всего, по данным УФМС, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за 9 месяцев этого года было проверено почти 11 тысяч объектов, в том числе 7,7 тысячи квартир и иных жилых помещений. Инспекция выявила 11 тысяч иностранных граждан, незаконно находящихся на территории России, 2,8 тысячи из них были депортированы или выдворены в административном порядке.