Владимир Путин предложил в течение года не принимать решений, связанных с кадровым составом и имуществом институтов, которые до начала реформы входили в состав Российской академии наук. Академики воспрянули духом, они надеются, что за год реформу удастся если не отменить, то хотя бы смягчить.
Напомним, что в конце сентября президент подписал принятый Госдумой закон о реформе РАН. Предполагается, в частности, что бывшие академические институты станут подчиняться не президиуму РАН, а вновь созданному Федеральному агентству научных институтов (ФАНО). Недавно был назначен и глава ФАНО - бывший заместитель министра финансов, 36-летний Михаил Котюков. В январе он должен был начать реорганизацию институтов и перевод академического имущества в ведение агентства. Эти планы вызвали особенно сильное неприятие в научном сообществе. В ходе реорганизации количество институтов могло сократиться вдвое.
В четверг, 31 октября, президент Путин встретился с Михаилом Котюковым и с президентом РАН Владимиром Фортовым. После разговора с ними он предложил на год отсрочить действия, связанные с реформой, "чтобы в течение года не принимались решения, которые могли бы привести к невосполнимым утратам".
"Это здорово" - такими словами оценил "Фонтанке" инициативу президента председатель комитета по науке Госдумы, академик РАН и РАМН Валерий Черешнев, убеждённый противник реформы.
- Наконец-то они начинают понимать, что происходит, - объяснил "Фонтанке" академик Черешнев. - Мы с самого начала об этом и говорили. Куда спешим, зачем гоним? Этот год будет переходным периодом, за который сотрудники нового агентства смогут войти в курс дела. Может быть, они проедут по стране и поймут, что это такое - Академия наук, лишённая институтов?
Не исключено, предполагает он, что в итоге удастся сохранить институты в составе региональных отделений РАН. За этот год можно будет попытаться добиться если не отмены закона о реформе, то хотя бы изменений в нём.
- Через год все убедятся в том, что мы поспешили с принятием закона, и его можно будет поправить, - говорит Черешнев.
По его мнению, этот год понадобится не только академикам, но и новому главе ФАНО Михаилу Котюкову.
- Он хороший финансист, но он ведь даже не кандидат наук, он не из науки, - отмечает Черешнев. - Ему нужно время, чтобы понять, как и что происходит в РАН. Видимо, Котюков сам задался вопросом: передать - передали, а теперь что делать?
Если это так, добавляет он, то это положительно характеризует Михаила Котюкова как человека, который "действительно хочет сделать дело, а для этого ему нужно понять, чем он руководит".
По мнению академика, к перемене в оценке реформы со стороны президента могли привести и многочисленные обращения и жалобы учёных, поток которых не кончился после принятия закона.
- Вы думаете, приняли закон - и всё? - говорит он. - Нет, поток не уменьшается, письма идут потоком: что будет? как это - сократить 50 процентов сотрудников? куда люди пойдут? Получается, что на ровном месте создали социальное напряжение.