Гринпис России ответил на публикацию «Фонтанки» «Джентльмены неудачи». Публикуем ответ организации.
События вокруг российской платформы «Приразломная» вызвали накал страстей в медиапространстве. Как чаще всего бывает в таких случаях, страсти напрочь заглушили смысл. Поэтому, чтобы не накалять ситуацию еще больше, попробуем обратиться к фактам.
«Факты вещь упрямая» - надеется «Гринпис».
Почему «Гринпис» обратил внимание на «Приразломную»?
Тут надо сказать, что объектом внимания «Гринпис» многие годы являются также и такие компании как Shell, Total, BP, Statoil и другие, поэтому обвинения в работе на конкурентов и прочее абсурдны. На их опровержение не стоит тратить время – желающий легко найдет конкретные ответы на идеологические обвинения последних дней.
Обратимся к фактам. «Гринпис» не раз направлял доказательства опасности проектов по добычи нефти на арктическом шельфе в разные инстанции. Год назад был обнародован анализ ситуации с «Приразломной». В нем, в частности говорилось, что в зоне риска в результате различных сценариев разлива нефти оказывается акватория в 140 000 км2 (это примерно четыре Байкала) и свыше 3 000 километров береговой линии. От нефти могут пострадать заповедник «Ненецкий», а также заказники «Вайгач» и «Ненецкий», которые находятся всего в 50-60 км от «Приразломной». Причем это отнюдь не размышления «некомпетентных зеленых», а заключение специализированной организации «Информатика риска», работающей с крупными нефтяными компаниями.
В мире нет пока безопасных технологий, позволяющих добывать нефть в таких сложнейших условиях, которыми характеризуется Печорское море, где стоит «Приразломная». Заметим, что сейчас это единственная платформа, на которой готовятся начать бурение в вышеописанных условиях. Многие зарубежные компании или отказались или приостановили арктические нефтепроекты в «своих» секторах, но в то же время обратили внимание на российский шельф.
В партнерстве с «Роснефтью» и «Газпромом» в российской эксклюзивной зоне уже действуют крупные нефтяные компании: американская «Эксон», итальянская «Эни», норвежская «Статойл». Ведутся переговоры с «Шелл» и китайскими нефтяниками. При этом попираются не только российские законы, но и международные соглашения. К примеру, в лицензию «Роснефти»-«Эксона» переданы части заповедника и нацпарков в российской Арктике, в том числе территория всемирного наследия ЮНЕСКО у острова Врангеля.
Логично сделать вывод, что западные компании понимают, что российские монополисты будут являться «индульгенцией» в случае тяжелой аварии, так как в результате неизбежных разливов в первую очередь будет страдать российская территория, а виновными окажутся российские компании.
При этом затраты на ликвидацию последствий разливов скорее всего лягут на российский бюджет, так как у «Газпрома» и «Роснефти» таких денег попросту нет. Приведем пример - на страхование экологических рисков «Газпром» заложил 175 тысяч долларов. Для сравнения - авария в Мексиканском заливе обошлась компании British Petroleum в 41,3 млрд долларов. Удельная стоимость ликвидации нефтяного разлива на Арктическом шельфе будет намного выше, прежде всего из-за удаленности поисковых и спасательных служб и неразвитой инфраструктуры.
Факт в тему - Норвегия на днях объявила, что отказывается от добычи нефти за пределами Лофотенских островов, островов Вестеролен и Сенья, в районах рядом с Ян-Майен и далее до ледовой границы в высоких широтах Арктики. В ледовых же условиях добыча нефти в Норвегии запрещена как таковая.
Теперь несколько слов о чрезвычайно важной теме - открытости и равноправном диалоге. На все попытки «Гринпис» начать конструктивное обсуждение проблем освоения шельфа реакция была нулевая.
Характерный пример дает недавний круглый стол «Право граждан на благоприятную окружающую среду и экологический радикализм» в Общественной палате РФ. Это была попытка организовать площадку, где «Гринпис» и другие общественные организации смогли бы поговорить о недавних событиях на «Приразломной» с «Газпромом», Следственным комитетом, Прокуратурой. Однако, никого от «Газпрома» или СК РФ на встрече не было.
Эту ситуацию прокомментировал директор по природоохранной политике WWF России, доктор географических наук Евгений Шварц: «Отсутствие на круглом столе представителей ОАО «Газпромнефть», ОАО «НК Роснефть» «Лукойл», Минприроды, Следственного комитета и Генпрокуратуры, участие которых было проанонсировано организаторами и ради дискуссии с которыми собственно и счел возможным/нужным/целесообразным принять участие в данном «круглом столе», к сожалению, подтверждает мою позицию, выраженную в интервью «Газета.ру», что «Дело Greenpeace» продемонстрировало отсутствие диалога между нефтегазовыми госкомпаниями и экологами. Любой активизм или радикализм появляется только тогда, когда нет возможности действовать иначе»
Теперь обратимся к экономике, раз уж так много комментариев о том, что «Гринпис» подрывает благосостояние России.
Запасов нефти достаточных для спасения российской нефтяной промышленности на арктическом шельфе нет. По данным МПР к 2025 г., максимум добычи составит 13 млн тонн нефти. Это менее 3% нынешней добычи России.
В прошлом году на заседании правительства по рассмотрению госпрограммы по освоению континентального шельфа министр экономического развития Белоусов многозначительно заключил:
«Учитывая, что в России в целом по стране мы планируем добывать порядка 510 млн тонн, это означает, что за 20 лет - с 2010 года по 2030 год - у нас прирост добычи нефти за счет шельфа составит менее 10% от объема добываемых ресурсов. Это колоссально мало по сравнению с теми инвестициями - более 9 трлн рублей - которые планируется туда вложить».
Между тем у арктического шельфа есть альтернативы и о них говорит сам «Газпром». Олег Аксютин, начальник Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром»: «Инвестиции в разработку новых месторождений и энергосбережение могут конкурировать. Где будет приоритет финансирования — во многом зависит от результативности работ, направленных на повышение энергоэффективности. С учетом увеличения затрат и труднодоступности новых месторождений, инновационные технологии энергосбережения, которые раньше были более дорогие, чем затраты на добычу, могут стать актуальными». Это о газе. В области же нефтедобычи ситуация еще более не в пользу арктического шельфа.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин признает, что освоение Арктики почти также сложно и дорого, как освоение космоса. И президент России, и компания «Газпром» признают, что без масштабной государственной поддержки оно невозможно. Поэтому за счет налогоплательщиков, за счет урезания важных статей бюджета, нефтяникам обещаны налоговые льготы: значительно сниженный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), освобождение от экспортной пошлины, сниженный налог на прибыль. Благодаря этим льготам нефтегазовые компании смогут экономить на всем российском шельфе до 20 миллиардов долларов в год.
Одно только месторождение «Газпрома» «Приразломное» рассчитывает получать дополнительные льготы в объёме порядка 70 миллиардов рублей ежегодно в течение долгого периода времени. Это сравнимо со всеми расходами федерального бюджета на культуру (90 миллиардов рублей в 2013 году). Сверх того, страна будет выделять миллиарды из федерального бюджета на создание инфраструктуры среди льдов Арктики: атомные ледоколы, спасательную и военную технику, обустройство границы. Все это при растущем дефиците бюджета.
Еще важный факт - себестоимость добычи нефти на «Приразломной» (30 долларов за баррель) примерно в два раза дороже наземной добычи. Если при этом учесть, что Россия первая страна в мире по количеству аварий на нефтепроводах, то выгоднее устранять причины таких разливов, при которых за год выливается до 5 млн тонн нефти. Также можно сэкономить нефти в 8 раз больше, чем предполагается добывать на платформе «Приразломная» за счет энергоэффективных технологий!
Может ли в этих обстоятельствах "Гринпис" оставаться в стороне? Нет! Это слишком серьезная, глобальная проблема. Это угроза, которая касается отнюдь не только Россию или стран «арктического клуба». Это угроза всему мировому сообществу, так как Арктика играет ключевую роль в поддержании климатической системы всей планеты. Это практически единственный пока еще слабо затронутый человеком природный регион, поддерживающий биоразнообразие, жизненно необходимое всей биосфере Земли. Это не громкие слова – это банальная правда.
В ответ на акцию «Гринпис» появились мнения, что он хочет передать российскую Арктику неким «темным силам». Если коротко, то это не соответствует действительности. Речь идет не о том, чтобы «отобрать» у России ее территорию, а о том, чтобы международная часть Арктики за пределами 200-мильных эксклюзивных экономических зон была взята под международную же охрану по аналогии с Антарктикой. В пределах же национальных юрисдикций, в том числе в пределах 200-мильных исключительных экономических зон, предлагается запрет на добычу нефти.
Чтобы не давать повода говорить о том, что «Гринпис» выражает лишь свою точку зрения, нужно привести мнение ученого, профессора Высшей школы экономики Сергея Медведева:
«Я в 17 лет впервые поехал на практику на Чукотку, влюбился в эту землю, провел там три раза по полгода. Я своими глазами видел, что уже тогда представляла собой Чукотка: сотни тысяч бочек с разлившейся нефтью, радиоизотопные маяки, которые стоят вдоль Севморпути и загрязняют радиацией все вокруг, я видел изрезанную вездеходами тундру, спившихся чукчей, распавшееся оленеводство. Поэтому считал себя вправе написать, что Россия загубила крайний Север, что Арктику надо передать под международную юрисдикцию, подобно Антарктиде, с полным запретом на хозяйственную и военную деятельность.
При этом ничего нового я не сказал. Я повторил аргументацию, которая много лет существует в международном экспертном сообществе, призыв Greenpeace "Спасите Арктику" подписали уже 4 млн человек, из них многие россияне. Речь прежде всего идет о моратории на нефтедобычу. Севморпуть - пожалуйста, завоз генгруза - пожалуйста. А вот разработка арктического шельфа - тут специалисты-экологи лучше меня объяснят, какими чудовищными рисками это чревато.
Если спуститься с этих заоблачных высот на практический уровень, взглянуть на то, что представляет собой "Приразломная", то выяснится, что это какая-то фантастическая пародия, только у Пелевина такое можно прочитать; это не национальная гордость, а национальный позор. Списанная норвежцами платформа, абсолютно изношенная, которую мы за бесценок купили, потому что все отпущенные на это деньги уже были разворованы и "распилены". На старую испорченную платформу поставили недостающее оборудование российского производства, которое едва работает, потому что мы еще не умеем его делать. Там постоянные ЧП, волны срывают трапы, платформу два года уже не могут ввести в эксплуатацию, а если и введут, нам каждый день будет грозить экологическая катастрофа...».
Теперь немного о юридической стороне дела.«Приразломная» находится в исключительной экономической зоне, где юрисдикция РФ ограничена добычей ископаемых и биоресурсов и где допускается свободное мореплавание мирных судов, к которым и относится Arctic Sunrise – см. Конвенцию ООН по морскому праву (статья 87). Судно «Гринпис» находилось вне территориальных вод России и не пересекало 500-метровой зоны безопасности вокруг платформы. Это максимально возможная зона, упоминание о которой содержит международное право - статья 60(5) Конвенции ООН по морскому праву.
Судно Arctic Sunrise было захвачено в исключительной экономической зоне, которая по своему статусу является международными водами. Координаты корабля на момент захвата были следующими: 69 19,86 'N 057 16,56' E. Это далеко от территориальных вод России и вне зоны безопасности платформы «Приразломная». Есть карта, где четко указаны местоположения судна в разные дни – все они вне пределов 500-метровой «зоны безопасности».
Обвинение в пиратстве абсурдно, так как не соответствует ни духу, ни букве закона. За «пиратство» уголовная ответственность наступает в следующих случаях: если совершено нападение на судно (не платформу!) в целях завладения чужим имуществом с применением оружия или насилия, либо с угрозой его применить. Во время попытки проведения мирной акции протеста «Гринпис» не применял насилия и не угрожал его применением. Это было однозначно ясно и работникам платформы и пограничникам.
Совсем не случайно и Владимир Путин заявил сразу после акции, что состава пиратства тут нет. Кстати, не так уж давно он, давая интервью канадской The Globe and Mail, восхищался действиями смелых людей, «которые на маленькой лодке противостоят огромным промышленным и военным судам».
Заявления о том, что пограничники не знали, кто проводит акцию, ложны. Береговая охрана следовала за судном «Гринпис» в течение 24 часов до акции. На корпусе ледокола большими буквами изображен логотип «Гринпис». «Гринпис» выходил на связь с платформой и общался с ее руководством, сообщая о своих намерениях.
Существует заключение адвокатов, специализирующихся на международном морском праве и правах человека, которые считают неправильным обвинения в пиратстве. Они уверены: «Классификация участников мирного протеста как «hostis humani generis» (врагов человечества, какими пираты традиционно считаются) неуместна и подрывает усилия международного сообщества по борьбе с подлинным пиратством». Это заключение профессоров из Канады, Германии, Италии, Ирландии, США, Новой Зеландии, Испании, Нидерландов.
Кстати, Правительство Королевства Нидерланды (под флагом которого ходит Arctic Sunrise) проявило уважение к юридическим нормам и праву на мирный протест и обратилось в Международный трибунал с целью немедленного освобождения судна и его команды.
Остается добавить еще пару вещей:
«Гринпис» продолжает требовать освобождения находящихся в СИЗО.
«Гринпис» по-прежнему открыт для обсуждения проблем освоения арктического шельфа, чего требует и от своих оппонентов.
Евгений Усов,
«Гринпис России»