ЗакС рассмотрит законопроект, ужесточающий параметры признания строительных проектов в историческом центре «имеющими особое значение» для социального, экономического или культурного развития города. Пока что эта процедура не регламентирована и позволяет застройщикам значительно отклоняться от высотных и других ограничений, говорится в пояснительной записке.
Согласно законопроекту, соответствие построек целям и задачам развития Петербурга будет определяться на основании нескольких параметров. Либо объект должен быть эффективнее большинства аналогичных построек — «полезность» объекта для экономического и социального развития города, повышения качества жизни жителей должна быть выше, чем у 80% аналогов. Как измеряться будет этот параметр, в законопроекте на сказано. Либо это должно быть первое учреждение с такой функцией в районе. И третье возможное условие — объект должен иметь региональное значение, и его местоположение должно быть установлено на основании региональных нормативов градостроительного проектирования. В соответствии с законопроектом, не могут быть признаны особо значимыми те объекты, которые имеют альтернативные варианты размещения, сопоставимые по стоимости.
Законопроект имеет большое значение для сохранения исторического облика Санкт-Петербурга, говорится в пояснении. Признание «особой значимости» проекта позволяет застройщикам отклоняться от высотных параметров и максимально используемой площади участка гораздо значительнее, чем установленные законом 10%, а также инициировать снос здания. При этом сейчас не определены ни орган государственной власти, обладающий полномочием по признанию построек имеющими особое значение для развития Петербурга, ни порядок подготовки таких решений. Кроме того, по закону для оценки таких предложений не может привлекаться государственная историко-культурная экспертиза.
Также законопроект устанавливает время и порядок утверждения заключений о признании проектов «особо значимыми». Все предложения по признанию проектов должны публиковаться в Интернете в течение 10 дней после поступления и рассылаться в исполнительные органы, муниципальный совет и КГИОП. Принимаемые заключения — содержать сведения о последствиях реализации запрашиваемых отклонений от режимов зон охраны, и в частности — об отсутствии нарушений визуального восприятия градостроительных ансамблей и панорам и отсутствии угрозы повреждения объектов культурного наследия, включая археологический слой. Заключения должны публиковаться в течение трех дней со дня принятия и находиться в открытом доступе не менее одного месяца.