18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
14:58 21.07.2018

Особое мнение / Лев Лурье

все авторы
23.09.2013 15:01

Чемпионы по хорошистам

На прошлой неделе вице–премьер Ольга Голодец презентовала официальный список 500 лучших российских школ. Рейтинг проведен Московским центром непрерывного математического образования. В Петербурге в рейтинг попали 18 школ, из них две – в отдельно опубликованный список 25 лучших. Но и метод, по которому происходило ранжирование, и, главное, его результаты по Петербургу не совпадают со списком лучших школ, которые ежегодно составляются в городе на основе среднего бала ЕГЭ. Вообще говоря, со средним образованием в Петербурге дела обстоят неплохо, лучше, чем с высшим.

На прошлой неделе вице-премьер Ольга Голодец презентовала официальный список 500 лучших российских школ. Рейтинг проведен Московским центром непрерывного математического образования.

Он основывается на двух критериях — результатах ЕГЭ и Всероссийских олимпиад по предметам. За каждого выпускника 2011–2013 годов, который набрал не менее 220 баллов, школе начислялся один балл, а за ЕГЭ от 190 до 219 баллов — 0,5 балла. За каждого призера и победителя Всероссийской олимпиады школьников (в зависимости от этапа олимпиады) начислялось от 1 до 10 баллов.

В Петербурге в рейтинг 500 попали 18 школ, из них две – в отдельно опубликованный список двадцати пяти лучших. Но и метод, по которому происходило ранжирование, и, главное, его результаты по Петербургу не совпадают со списком лучших школ, которые ежегодно составляются в городе на основе среднего бала ЕГЭ.

Вообще говоря, со средним образованием в Петербурге дела обстоят неплохо, лучше, чем с высшим. Город не такой бедный, чтобы всех умных отсюда вымыло: уезжают скорее энергичные, карьерные. Производительность труда много ниже московской. Главный мем: «Давай завтра!» Здесь думают, сидят в библиотеках, занимаются чем-то бессмысленным, но изысканным больше, чем в любом другом российском городе.

Отсюда – внимание к детям: им читают перед сном, водят в походы, отдают в кружки, водят в кукольный театр. Школа – один из главных городских приоритетов. И это несмотря на чудовищно маленькую учительскую зарплату. Как ни стараются мои коллеги – больше 35 тысяч не получишь. И тем не менее больших проблем для способных детей заинтересованных родителей нет.

Поэтому общественное признание для педагогов необычайно важно. Недоплачиваете, так хоть похвалите. Попадание в рейтинг будет иметь для школ большое значение. Директоров наградят губернаторы; школы-победители получат дополнительное финансирование; в них будут стажироваться менеджеры и педагоги других образовательных учреждений. Но главное – реклама. Самые сильные школьники потянутся к лучшим школам.

Среди 25 лучших 239-й лицей – здесь никаких сомнений. Зато нет всем в городе известного 30-го физико-математического лицея, ставшего недавно губернаторским. Он в список 25 лучших не попал, зато там есть известная в городе 56-я гимназия. Давайте сравним их достижения за последние годы.

Результаты по ЕГЭ за 2010 - 2012 годы у тридцатки всегда выше 72 баллов, у 56-й всегда ниже 64. По этому показателю 56-я гимназия не попала в список тридцати лучших по городу, и даже в родном Петроградском районе не стала победителем. 30-й же лицей - на первом месте и в Василеостровском районе, и в городе.

За 2011- 2013 годы у 56-й гимназии, как ни странно, ровно 56 дипломов победителей олимпиад, у 30-го лицея – 127. И по дипломам, и по ЕГЭ опережают 56-ю гимназию физико-технический лицей, академическая, классическая и 366-я гимназии. Между тем последней, лучшей в Московском районе гимназии нет даже в списке 500 лучших российских школ. Как так? Среди попавших в список - 528-я гимназия, но отсутствуют превосходящие ее (и еще многих «победителей») по всем показателям 116-й и 470-й.

У нас нет никаких оснований считать, что в Москве кому-то подсуживали. Видимо, к неоднозначности списка победителей привела методика подсчета. Главное – количество учеников, получивших по ЕГЭ более 190 баллов за три сданных экзамена. Самому проверить данные москвичей нет никаких возможностей. В Петербурге, например, вообще недоступны результаты ЕГЭ за 2013 год. Комитет по образованию всегда публикует его поздно и неохотно (интересно – почему?).

И все же кое-что сообразить можно. 190 баллов – это в среднем 63 балла за экзамен. В огромном количестве гимназий, вошедших в расширенные списки, таких – более половины выпускников. В моей родной 610-й в 2013 году ни у одного выпускника не было оценок ниже 67 баллов аж по восьми предметам. Правда, выпустили мы только 36 человек.

При таком методе подсчета важно общее количество хорошистов в школе. А этот показатель зависит не столько от качества образования, сколько от количества выпускников. В 2012 году 56-ю гимназию закончили 255 человек, в большинстве петербургских гимназий этот показатель в 2,5 - 3 раза меньше. Поэтому и хорошо успевающих выпускников здесь количественно больше, чем в 30-м лицее (они выпускают примерно 100 человек в год).

«Главное, - говорил Иосиф Сталин, - не как голосуют, а как считают». Что же показывает опубликованный рейтинг? Он дает преимущество пусть не самым блестящим, но достойным учебным заведениям, которые готовят наибольшее количество неплохих выпускников, способных без больших проблем поступить в большинство технических вузов. Что ж, это тоже показатель, хотя большинство экспертов вряд ли согласятся, что школа, подготовившая 50% «хорошистов», лучше той, где почти все – отличники.

Если считать по этому принципу, то уровень благосостояния России окажется выше Голландии, Франции, Германии: у нас больше долларовых миллионеров.

В любом случае можно поздравить замечательного организатора и педагога, директора 56-й гимназии Майю Борисовну Пильдес и ее коллег с блестящим результатом.

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.