В Петербурге стартовал международный кинофестиваль «Послание к Человеку». И хотя председатели четырех жюри, вопреки официальным анонсам, к пушке Нарышкина бастиона не поспели, и стрелял там в полдень в гордом одиночестве почетный гость фестиваля - австрийский режиссер Ульрих Зайдль, ощущение праздника и встречи с большим киноискусством не покидало.
«Высоту» задал гость, которого ждет специальная награда «за достижения в киноискусстве». Его игровые и документальные картины (мастер одинаково хорошо владеет любым форматом) во всем мире вызывают бурный интерес, оставаясь при этом серьезнейшими, вдумчивыми произведениями искусства.
На вопрос "Фонтанки", как наш гость относится к фестивальным призам, он ответил, что за наградами не гонится, но и не отказывается, прекрасно понимая, что они помогают продвижению его картин по всему миру. Петербургская награда «за достижения в киноискусстве» вызвала у него сложные чувства: «Спасибо, конечно, но я ведь еще продолжаю работать, снимать. В Голливуд не рвусь, там отличное жанровое кино, лучшие блокбастеры, но мы в Европе снимаем совсем по-другому и про другое. Вот и в Петербурге, где я впервые, надеюсь побродить пешком по вашему прекрасному городу и, возможно, «подсмотреть» какие-то сюжеты для своей будущих фильмов». А вот стрельба из пушки в Петропавловке Ульриху, прошедшему горнило службы в армии, пришлась по душе: «Это самый красивый приз, который я когда-либо получал!»
Вечером Ульрих Зайдль влился в шеренгу гостей со всего мира, прошагавших по красной дорожке у киноцентра «Великан-парк» (впервые за 23 года «Послание» проходит почти целиком в одном месте – 6-ти залах нового комплекса в Александровском саду). Красная дорожка оказалась короткой и не пафосной. Никто не объявлял почетных гостей по громкой связи, у дорожки не толпились обыватели, а внутри «Великана» теснился кинематографический люд в томительном ожидании начала церемонии. В кулуарах муссировалась тема, что ждут Ксению Собчак, председателя жюри прессы, которая, как и полагается, скандальной вип-персоне, летела, пробивалась по пробкам, катастрофически опаздывала, но впорхнула в зал ровно в тот момент, когда ведущий Александр Гордон в образе грустного клоуна объявлял состав киносудий. Многие ждали появления мужа Максима, но место по правую руку занял представительный молодой мужчина в черных очках.
А потом были мудрые киноречи мэтров, награждения почетного президента Михаила Литвякова и Ульриха Зайдля "Кентаврами" – и опять воцарилось высокое, несуетное настроение встречи с большим киноискусством.