Депутаты Государственной Думы России предлагают вернуть распределение молодых специалистов после окончания высших учебных заведений. Только вот аналогичная система в стране уже существует. Это так называемый целевой набор (когда предприятие направляет абитуриента получать профессию). Уже наработана и судебная практика по делам специалистов, не пожелавших трудиться на благо Родины. Правда, она не в пользу работодателя.
Российские парламентарии все серьезнее задумываются о том, чтобы вернуть систему распределения после окончания обучения в высших учебных заведениях. Последняя инициатива о введении обязательной двухлетней отработки молодыми специалистами вложенных в образование средств, по мнению депутатов Госдумы, позволит решить проблему дефицита кадров «на уровне районных центров и муниципальных образований». Народные избранники подсчитали: пятилетний курс обучения одного набора российских студентов-бюджетников (при отсутствии инфляции) обойдется бюджету в 105 миллиардов рублей. Для тех, кто согласится отработать два года на благо страны, они предлагают ввести поступление вне конкурса.
Между тем аналог системы распределения в России уже существует. Это целевое обучение. Схема выглядит следующим образом: в вуз приходит список фамилий абитуриентов, имеющих направление. Формировать заказ на специалистов может только государственное учреждение. Будь то некий орган исполнительной власти (например, комитет по здравоохранению какого-либо региона), министерство (например, Минпромторг) или государственная корпорация (Росатом). Конкурс между такими абитуриентами должен быть не ниже 1,2 человека на место. Как говорят эксперты, это в некоторой степени гарантирует качество поступивших и то, что они все же смогут освоить программу высшего образования.
Как правило, число целевиков не превышает 15 % от общего набора на бюджетные места. В ведомственных вузах оно может быть увеличено. «Понятен ли механизм отбора кандидатов на «особые» места?» - спросила «Фонтанка» у председателя Совета ректоров вузов Петербурга - ректора ИТМО Владимира Васильева. И получила ответ: «К сожалению, нет».
Специалист отметил, что вузы сами могут устанавливать условия поступления по целевому набору. Например, в его высшем учебном заведении это сумма баллов за три ЕГЭ не меньше 195 и то, что место в общежитии для иногородних не гарантируется. Таким образом, предприятие должно самостоятельно озаботиться местом проживания будущего сотрудника.
Самый интересный вопрос в получении целевых направлений состоит как раз в том, каким образом предприятия проводят отбор кандидатов. Получается, что, учитывая закрытость системы, заветная бумага может быть получена фактически по блату. Правда, даже при наличии правил система может вызывать вопросы. Так, на портале Петербургского государственного университета путей сообщения опубликована информация о том, каким образом ОАО «РЖД» определяется с целевиками: в конкурсе участвуют прошедшие профориентационную и довузовскую подготовку, имеющие наиболее высокие результаты ЕГЭ и пригодные по состоянию здоровья.
Для того, чтобы молодой специалист все же пошел работать по профессии после окончания вуза, существует договорная система. Трехсторонние соглашения (прописывающие, в том числе, и необходимость отработки вложенных в образование бюджетных денег) заключаются между студентом, работодателем и университетом. Правда, выполняют обязательства не все. По словам Владимира Васильева, в Петербурге уже существует судебная практика по подобным делам. И, как правило, Фемида становится на сторону студента. Право на выбор профессии и получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе прописано в Конституции. Единственное, что могут заставить сделать обманувшего студента, — вернуть всю сумму выплаченной дополнительной стипендии или средства, затраченные на обеспечение жилищных условий.
В петербургских вузах считают, что возвращение к старой системе распределения после окончания образования вряд ли возможно. А вот прием по целевым направлениям возможен и уже практикуется. «У нас уже острый конкурс среди целевиков, это те люди, которые будут отрабатывать аванс, который получили», - говорит проректор РГПУ имени Герцена Виталий Кантор. По его мнению, в данный момент не очень понятно, как увязывать необходимость отработки вложенных в студента средств с поступлением в магистратуру и аспирантуру.
«Мы готовим студентов по государственному оборонному заказу. За 90-е годы предприятия потеряли более половины кадрового состава. Сейчас они на 4 - 5 лет вперед планируют приход молодых специалистов. Студенты получают доплаты к стипендиям. Среди плюсов — содержательные практики, возможность подработки на старших курсах без отрыва от обучения, гарантированное трудоустройство по специальности. Предприятие стало активным участником процесса подготовки кадров. У нас 50 - 60 процентов набора в рамках гособоронзаказа», - подчеркнул начальник управления довузовской и целевой подготовки, профессор БГТУ «Военмех» Евгений Никулин.
Мария Цыганкова,
"Фонтанка.ру"