Страшные аварии становятся своего рода катализаторами важных законодательных изменений. Срезу несколько законов, связанных с безопасностью на транспорте, с правилами дорожного движения, с наказанием нарушителей, были приняты именно в последнее время. Об этом рассказывает в своей авторской колонке на «Водителе Петербурга» член Совета Федерации от Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов.
С начала 2013 года было принято много резонансных законов. Сразу подчеркну, что резонансных – не значит плохих. Запрет гей-пропаганды, о защите чувств верующих, об НКО и иностранных агентах, об ограничении курения. Все это обсуждалось очень широко, по каким-то законам я уже высказывался.
Хочу обратить внимание на другие важные законы, а именно – связанные с безопасностью на транспорте, с правилами дорожного движения, с наказанием нарушителей. К сожалению, активизация работы в этом направлении произошла после трагедии в Москве на улице Минской, где пьяный лихач насмерть сбил пятерых воспитанников детдома, их воспитателя и ее супруга. Сейчас столица, да и вся Россия снова в трауре, страшная авария с самосвалом и автобусом унесла жизни 18 человек. С января по июнь в ДТП погибло более 10 тысяч россиян. Эта цифра вызывает ужас, за год в авариях на дорогах мы теряем население небольшого города!
Как сенатор и как просто человек, я обеспокоен проблемой смертности на дорогах. Прежде всего, хочу отметить, что Совет Федерации принял отмену нулевого промилле. Это не значит, что мы разрешили пить за рулем, напротив. Все мы прекрасно понимаем опасность пьяных водителей. ДТП с участием севших за руль в состоянии алкогольного опьянения происходят регулярно. Если обратиться к «Яндексу» с этим вопросом, то мы увидим, что такие происшествия регулярно попадают в новостные сводки. Отмена нулевого промилле позволит ГИББД сосредоточиться именно на пьяных водителях, а не тех, кто выпил кефир, квас или лекарство. Это и удар по коррупции: трезвого водителя будет не напугать экспертизой, которая может показать минимальное количество алкоголя в крови. Ведь пока полиция проверяет на алкоголь фактически трезвого водителя, действительно пьяный за рулем может кого-то убить. Естественно, такая ситуация недопустима. И самое главное, теперь мы смело можем повышать ответственность за пьяное вождение, а в случае, если водитель повторно будет привлечен за то же правонарушение, обязать выплачивать крупные денежные штрафы и привлекать к уголовной ответственности. Риск, что пострадает трезвый водитель, у которого по каким-то причинам в крови есть минимальная доза алкоголя, практически сведен к нулю.
В этом году российские парламентарии существенно увеличили штрафы за серьезные нарушения ПДД. С 1 сентября в закон «О безопасности дорожного движения» вступят в силу новые поправки. Так, за управление автомобилем в состоянии опьянения в первый раз накажут штрафом в 30 тысяч рублей и лишат прав на срок от полутора до двух лет. За повторное нарушение придется выложить уже 50 тысяч рублей и лишиться прав на три года. Повысили штрафы за превышение скоростного режима, за проезд на красный сигнал светофора, за переход дороги в неположенном месте, за управление автомобилем без водительского удостоверения, разговор по телефону во время движения, езду без ремней безопасности и перевозку детей без детских кресел и т. д. Это лишь первые шаги, направленные на создание по-настоящему безопасных дорог в России, инициированные фракцией парламентского большинства. Сам я работаю над законопроектом о зимней резине. Коллеги по парламенту также не останавливают свою работу, направленную на сокращении дорожно-транспортных происшествий.
В то же время считаю необходимым начинать и просветительскую работу. ДТП чаще всего происходят по вине человека, а не техники. Нам нужно воспитывать уважение к друг другу на дороге, к правилам дорожного движения. Водитель обязан осознавать, что автомобиль – источник повышенной опасности. Немаловажна и работа с детьми. Так, по инициативе фракции "Единая Россия" петербургского парламента появился закон о светоотражателях на детской одежде. В соседних странах, таких, как Эстония и Финляндия, светоотражателями пользуются массово, причем не только дети, но и взрослые. Такая простая мера спасает множество жизней. Продолжая говорить о воспитании детей, уверен, что отдельный курс по поведению на дороге необходимо вносить в школьную программу. На уроках ОБЖ нужно уделять большее внимания правилам дорожного движения и практическим навыкам безопасного поведения на проезжей части.
Вадим Тюльпанов, член Совета Федерации от Санкт-Петербурга